ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Обучение грамоте

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 7 ЛЕТ)
Срок реализации 2022 – 2023 учебный год

Составитель: Иваницкая Е.В.
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2022

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы «Обучение грамоте»
Нищевой Н.В. и рассчитана на возраст детей 5-7 лет.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования данная программа направлена на
развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое
развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и
профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста
приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих
подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным
изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим
дошкольникам.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к
обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти
лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно
восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р.
С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и
необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и
сделать обязанностью дошкольного обучения . При этом следует отметить,
что в этом деле не следует спешить. Сейчас ученые настаивают на том, что
нельзя начинать обучение грамоте ребенка двух-трех лет, когда его мозг еще
не созрел для этого.
Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л. С. Выготский, Л. И.
Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, признавали возможность обучения
грамоте дошкольников.
Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с
учетом следующих условий:
• ребенок должен изъявить желание научиться читать, быть
психологически готовым к обучению грамоте, у него должны быть
достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память,
устная речь, пальцевая моторика;
• обучение следует проводить с использованием игровых методик,
ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника,
так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам,
именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности,
только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и
письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
• учитывая особенности мышления и восприятия дошкольника, следует
включать в занятия задания по конструированию букв их палочек,
природного материала (камешков, желудей, каштанов), по лепке букв из
теста и пластилина;
• обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне,

без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего
недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его
ожиданий;
• процесс обучения грамоте должен строиться только на материале
правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить
традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами
русского алфавита.
В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа
предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П,
Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь,
Ъ. Именно это поможет избежать нарушений письменной речи (дислексии,
дисграфии) в дальнейшем.
В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит
звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать,
его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник
усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков
буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения,
предложений— на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот,
объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целью данной Программы является обучение грамоте детей
дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Одной из важнейших задача Программы
является профилактика нарушений письменной речи у детей в дельнейшем
при обучении в начальной школе.
Задачей
Программы
можно
считать
овладение
детьми
самостоятельной,
связной,
грамматически
правильной
речью
и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка,
элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к
обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью
системы общего образования.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к
ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,
формирование базовых основ культуры личности, дает возможность
сформировать у детей все психические процессы.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие
принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования

познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
Выполнение задач, поставленных Программой, обеспечивается
благодаря интеграции усилий педагогов и семей воспитанников/
1.2.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время
уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется
прежде всего в семье и семейных отношениях. Педагоги работают над
созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для
родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы,
семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки
специальной литературы в каждой группе ДОУ. В обучении грамоте детей
дошкольного возраста участие родителей особенно важно. Именно родители
развивают культуру семейного чтения, прививают ребенку любовь к книге,
личным примером показывают значение книги и чтения в жизни людей.
Задача педагогов подсказать родителям, какую именно литературу нужно
подобрать для их ребенка, научить родителей беседовать с детьми по
прочитанным произведением, разыгрывать сценки из сказок, устраивать
домашние спектакли. Все это поможет пробудить в ребенке желание
научиться читать.
Перед началом занятий по обучению грамоте педагог (учительлогопед, воспитатель) обязательно проводит консультацию для родителей,
рассказывает им о задачах и содержании работы по обучению дошкольников
грамоте, показывает методы и приемы работы с детьми. Необходимо
напомнить родителям правильные названия букв русского алфавита,
объяснить, почему при обучении грамоте детей дошкольного возраста буквы
следует называть как звуки: не [эр], а [р], не [ша], а [ш], не [вэ], а [в].
Особенно в добукварный период консультации для родителей стоит
проводить еженедельно, так как любая ошибка, допущенная взрослыми,
может привести к самым плачевным последствиям. Необходимо приглашать
родителей на открытые занятия, привлекать их к участию в интегрированных
занятиях, обеспечивать методическими рекомендациями для домашних
занятий с детьми. Только совместными усилиями можно достигнуть
поставленных целей, научить детей читать и подготовить их к успешному
обучению в школе. 1.2.3.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Приступая к обучению грамоте детей дошкольного возраста,
необходимо провести педагогическую диагностику индивидуального
развития детей, оценить состояние произносительной стороны речи и
уровень развития фонематических процессов у каждого ребенка с тем, чтобы

избежать изучения букв, которым соответствуют звуки, произносимые кемто из детей неправильно до тех пор, пока не будут сформированы
правильные уклады этих звуков, и звуки не будут введены в речь ребенка.
Исследование фонематического восприятия и фонематических процессов
необходимо, так как обучение грамоте в соответствии с Программой о
существляется на основе аналитико-синтетического звукового метода. Все
выявленные нарушения развития необходимо устранить в течение
добукварного периода.
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные
искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых
звуков):
5лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]
Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]
[в] , [ф], [в’], [ф’]
[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]
[г] , [к], [х], [г’], [к’], [х’]
[й]
[с] , [з], [ц], [с’], [з’]
[ш], [ж]
[ч], [щ]
[л], [л’]
[р] , [р’]
6лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]
Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]
[в] , [ф], [в’], [ф’]
[д] , [т], [н], [д’], [т’], [н’]
[г] , [к], [х], [г’], [к’], [х’]
[й]
[с] , [з], [ц], [с’], [з’]
[ш], [ж]
[ч], [щ]
[л], [л’]
[р], [р’]
та-тя-та
6 лет тя-та-тя
са-ша-са ша-са-ша
жа-ша-жа ша-жа-ша
са-ца-са
ца-са-ца
ча-тя-ча
тя-ча-тя
ла-ля-ла
ля-ла-ля
Выделение начального ударного из слов.
Выделение конечного согласного из слов.
6 лет

Кот суп
Сом лимон
Мох сок
Выделение начального согласного из слов. 6 лет
Определение последовательности звуков в слове.
6 лет
Кот вата
Дом дубы
Определение количества звуков в словах.
6 лет
Бык вата
Дом банан
Методика проведения исследования
Исследование начинается с проверки состояния звукопроизношения
ребенка, с повторения ребенком последовательно звуков всех групп вслед за
логопедом. Затем логопед проверяет состояние произношения звуков всех
групп в словах и предложениях. Это исследование можно проводить со
зрительной опорой, предложив ребенку называть картинки и составлять
предложения по картинкам или называть картинки и повторять предложения
вслед за логопедом.
Исследуя навыки фонематического восприятия, логопед проверяет
способность ребенка отраженно повторять
цепочки
слогов с
оппозиционными звуками. Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом
следующие пары слогов: ба-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба, ба-ма,
ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня. Пятилетнему ребенку логопед предлагает
повторить цепочки слогов: ба- па-ба, па-ба-па, да-та-да, та-да-та, га-ка-га, кага-ка, за-са-за, са-за-са, та-тя-та, тя-та-тя. Шестилетний ребенок повторяет
вслед за логопедом следующие цепочки: са-ша-са, ша-са-ша, жа-ша-жа, шажа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя, ла-ля-ла, ля-ла-ля.
Исследуя навыки фонематического анализа и синтеза, логопед
предлагает пятилетнему ребенку выделить начальный ударный гласный звук
из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры.
Причем логопед акцентированно произносит начальный ударный гласный
звук в каждом из слов. Шестилетний ребенок по просьбе логопеда выделяет
конечный согласный из следующих слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок. В
этом случае логопед акцентирует внимание ребенка на конечных согласных.
Аналогично проводится работа по выделению начальных ударных из слов:
мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб. Кроме того,
шестилетнему ребенку предлагается задание на определение количества
звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕЧЕВОГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ДО 7 ЛЕТ

2.1.

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

При обучении грамоте детей дошкольного возраста необходимо
учитывать возрастные нормативы речевого развития. Как же развивается
речь ребенка с 5 до 7 лет?
Старший дошкольный возраст, старшая группа (от 5 до 6 лет)
Словарь
В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до трех
тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи употребления
причастий и деепричастий. При этом часто допускаются ошибки. (ОДИН
ЗАЯЦ НАРИСОВАН СИДЯ, А ДРУГОЙ БЕЖА. ЭТА ЕЛКА ЕЩЕ НЕ
ЗАЖГИНА, НЕ ЗАЖГЁНА. Я УВИДЕЛ МНОГО ДВИГУЩИХСЯ МАШИН.)
Грамматический строй речи
В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает
уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех
грамматических категорий, хотя отдельные грамматические ошибки все еще
встречаются (МЫ СОБРАЛИ МНОГО СЕМЕНОВ. ЭТО МЕСТО ДЛЯ
РАЗВОДЕНИЯ ОГНЯ. ВЬЮГА СТАЛА ЕЩЕ БУЙНЕЙ. У СОСНЫ С
КАЖДОЙ СТОРОНЫ ПО ТРИ СУЧКУ.).
Допускаются ошибки в словообразовании глаголов (Я КАК МЕТАНУ
МЯЧ. ЛЯГУШКИ С КОЧКИ НА КОЧКУ ПЕРЕСКАЧИВАЮТ. ПАПА
ПРИКНОПИЛ ЭТУ БУМАЖКУ К СТЕНКЕ.).
В речи все больше сложноподчиненных предложений (Я ХОЧУ,
ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛ КОТЕНОК. КТО ЛУЧШЕ ВСЕХ РИСУЕТ, ТОТ
ВЫРАСТЕТ ХУДОЖНИКОМ. ЗНАЕШЬ, ОТЧЕГО В ВОДОПРОВОДЕ
ВОДА ХОЛОДНАЯ?)
Фразовая речь, связная речь
Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и
монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к
тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и
по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со
взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи.
Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.
Фонетико-фонематическая сторона речи
В это время наблюдается активное становление фонетической стороны
речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся
правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков
[Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’]
заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается
физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия
помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже
слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный
и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трехпятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
Старший дошкольный возраст, подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Словарь

В активном словаре ребенка седьмого года жизни более четырех тысяч
слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия. При
употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки (Я
РВАЛ НЕДОРАСПУЩЕННЫЕ ЦВЕТЫ. ЯЙЦО БЫЛО ЗОЛОТОЙ
КРАСКОЙ ВЫКРАСЕНО. Я УВИДЕЛ ЭТО ВО СНЕ, СПЯ.).
Грамматический строй речи
На уровне устной речи ребенок овладел грамматическим строем
родного языка и практически не допускает грамматических ошибок.
Отмечены отдельные ошибки при употреблении несклоняемых
существительных (ТАМ ЛЕТАЛО МНОГО КОЛИБРЕЙ.), встречаются
ошибки в окончании существительных среднего рода (Я ТАМ ВИДЕЛ
ТАКОГО ЧУДОВИЩА.). Все еще встречаются случаи, когда беглый
гласный сохраняется в форме родительного падежа (ДАЙ МНЕ ЛЁДУ У
ДЯТЕЛА СИЛЬНЫЙ КЛЮВ.).
Фразовая речь, связная речь
Ребенок овладел развернутой фразовой речью. Он владеет пересказом,
в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление
рассказа по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта,
творческий рассказ. Он сам может составить план рассказа или пересказа
текста. Он может выразительно рассказать несколько стихотворений.
Фонетико-фонематическая сторона речи
К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок
правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки
родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о
правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы,
исправляя ошибки в речи окружающих (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает
звуконаполняемость и слоговую структуру слов, может определить место
любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать
слово на заданный звук.
2.2 ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОБУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления,
памяти.
Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на
плоскости, в пространстве.
Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения
вести диалог и связно излагать свои мысли.
Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.
Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения
оперировать этими понятиями.
Формирование понятий слог, слово, предложение.
I ПЕРИОД
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВ

ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
Формирование умения различать гласные звуки по принципу
контраста: [у]—[а], [и]—[у], [э]—[о], [и]—[о], [э]—[у]; гласные, близкие по
артикуляции: [у]—[о].
Формирование умения дифференцировать согласные раннего
онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н],
[м]—[т], [п]—[г] и т. п.
Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот —
кит, бочка — точка, миска — киска).
Формирование умения различать гласные и согласные звуки.
Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.
Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение
вы¬полнению анализа и синтеза слияний гласных звуков.
Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у],
[о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.
Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда
звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференциации звуков,
отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н],
[п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения
производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и
слов из трех звуков (ам, он, пу, та, уха, кот).
Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения
оперировать этими понятиями.
Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях на
различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание,
протопывание слогового рисунка слова.
Формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие
из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка), и составлять слова из двух данных
открытых слогов.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук
отличается от буквы.
Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами
Т, П, Н, М, К.
Формирование навыков конструирования букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по
тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию
«зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных
букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально
изображенных букв.
Формирование навыков составления и чтения слияний гласных,
закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного
чтения коротких слов.

II
ПЕРИОД
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВ
ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие
слова. Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов со сменой
ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и
одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечение дальнейшего усвоения и использования в речи слов
различной звукослоговой структуры.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их
отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и
согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях,
свободной игровой и речевой деятельности.
Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков,
гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых
слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не
расходится с его произношением).
Формирование навыка различения согласных звуков по признакам:
глухой — звонкий, твердый — мягкий.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный
звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих
из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается
от буквы.
Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствование навыков конструирования букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по
тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию
«зашумленных» изображений пройденных букв; изученных букв,
изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в
ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с
изученными буквами.
Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное
написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале
предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).

III
ПЕРИОД
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВ
ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их
отличительных признаках. Упражнения в различении гласных и согласных
звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости
согласных звуков. Упражнения в дифференциации согласных звуков по
акустическим признакам и по месту образования.
Ознакомление с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].
Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с
этими звуками.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трехпяти звуков.
Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из
одного, двух, трех слогов.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики,
навыков печатания, лепки букв из пластилина.
Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно и
неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений,
небольших текстов.
Закрепление знания уже известных детям правил правописания.
Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написание ча—
ща с буквой А, чу—щу с буквой У).
Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов,
чтения
изографов/

2.3.

№
п/п

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ
И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Тема

Содержание работы

Планируемые результаты

I период
Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование Уметь выделять звук [а] из ряда гласных звуков,
умения узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную
начальный звук [а] в словах. Знакомство с буквой А.
и прописную буквы Аа. Уметь находить букву А в
Конструирование и печатание буквы А. Формирование словах
умения узнавать букву А в словах

1

Звук [а] и
буква А

2

Звук [у] и
буква У

3

Повторение Формирование умения различать звуки [а], [у] в ряду
и закрепле- звуков, слияний гласных, в начале слов. Закрепление
знания букв А, У. Печатание и чтение слияний АУ, УА.
ние
пройден- Закрепления навыка узнавания букв А, У в словах
ного

Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование Уметь выделять звук [у] из ряда гласных звуков,
умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную
начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У.
и прописную буквы Уу. Уметь находить букву У в
Конструирование и печатание буквы У. Формирование словах. Уметь составлять и читать слияния АУ, УА
умения узнавать букву У в словах. Составление и чтение
слияний АУ, УА
Уметь различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний
гласных, в начале слов. Уметь подбирать слова,
начинающиеся со звуков [а], [у]. Уметь печатать и
читать слияния АУ, УА

4

Звук [о] и
буква О

Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование Уметь выделять звук [о] из ряда гласных звуков,
умения узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную
начальный звук [о] в словах. Знакомство с буквой О.
и прописную буквы Оо. Уметь находить букву О в
Конструирование и печатание буквы О. Формирование словах. Уметь составлять и читать слияния аО, Оа, уО,
умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение Оу
слияний АО, ОА, УО, ОУ

5

Звук [и] и
буква И

Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование
умения узнавать звук [и] в ряду гласных звуков,
ударный начальный звук [и] из слова. Знакомство с
буквой И. Конструирование и печатание буквы И.
Формирование умения узнавать букву И в словах.
Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО,
ОИ

Уметь выделять звук [и] из ряда гласных звуков,
начальный ударный из слов. Уметь подбирать слова,
начинающиеся с заданного гласного звука. Уметь
печатать заглавную и прописную буквы Ии. Уметь
находить букву И в словах. Уметь составлять и читать
слияния ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ

6

Звук [т] и
буква Т

Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование
навыка выделения конечного и начального звука [т] из
слов. Формирование умения подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [т]. Формирование умения
подбирать слова, начинающиеся со звука [т]. Формирование умения делить двусложные слов (mama, тото) на
слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и
печатание буквы т. Чтение обратных и прямых слогов с
буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т.
Узнавание буквы Т в словах. . пишутся с большой
буквы» Ознакомление с правилом «Имена людей и
клички животных

Уметь узнавать звук [т] в ряду звуков. Уметь выделять
звук [т] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [т] и начинающиеся со звука
[т]. Уметь делить на слоги двусложные слова из
одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и
прописную буквы Тт. Уметь находить букву Т в словах.
Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные слова с буквой Т. Знать
правило «Имена людей и клички животных пишутся с
большой буквы»

7

Повторение
и закрепление
пройденного

8

Звук [п] и
буква П

9

Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов
из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов.
Составление и чтение слогов и слов из пройденных
букв. Формирование умения различать правильно и
неправильно написанные буквы. Закрепление знания
правила «Имена людей и клички животных пишутся с
большой буквы»

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного
звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и
анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из
пройденных букв

Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование Уметь узнавать звук [п] в ряду звуков. Уметь выделять
умения выделять конечный и начальный звук [п].
звук [п] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся заканчивающиеся звуком [п] и начинающиеся со звука
звуком [п]. Формирование навыка подбора слов,
[п]. Уметь делить на слоги двусложные слова из
начинающихся со звука [п]. Деление двусложных слов одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и
(папа) на слоги. Знакомство с буквой П.
прописную буквы Пи. Уметь находить букву П в
Конструирование и печатание буквы П. Чтение
словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые
обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение
слоги, двусложные слова с буквой П
двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в
словах
Повторение Закрепление знания пройденных букв и умения читать Узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с
и закрепле- слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового ними. Уметь конструировать и трансформировать
ние
анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.
пройденные буквы. Уметь выполнять звуковой анализ
пройденСовершенствование навыка конструирования и
закрытых и открытых слогов с пройденными буквами
ного
трансформирования пройденных букв из различных
материалов

10 Звук [н] и
буква Н

11 Звук [м] и
буква М

7

Повторение
и закрепление
пройденного

Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование
умения выделять конечный и начальный звук [н].
Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся
звуком [н]. Формирование навыка подбора слов,
начинающихся со звука [н]. Деление двусложных слов
(Нина, Наша, нота) на слоги. Буква Н.
Конструирование и печатание буквы Н. Чтение
обратных и прямых
слогов с буквой
Ознакомление
с артикуляцией
звука Н.
[м].Чтение
Формирование
двусложных
слов конечный
с буквой Н.
Узнавание буквы
Нв
умения
выделять
и начальный
звук [м].
словах
Формирование умения подбирать слова,

Уметь узнавать звук [н] в ряду звуков. Уметь выделять
звук [н] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [н] и начинающиеся со звука
[н]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь
печатать заглавную и прописную буквы Нн. Уметь
находить букву Н в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой Н

Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов
из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов.
Составление и чтение слогов и слов из пройденных
букв. Формирование умения различать правильно и
неправильно написанные буквы. Закрепление знания
правила «Имена людей и клички животных пишутся с
большой буквы»

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного
звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и
анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из
пройденных букв

Уметь узнавать звук [м] в ряду звуков. Уметь выделять
звук [м] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [м] и начинающиеся со звука
заканчивающиеся звуком [м]. Формирование умения
[м]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь
подбирать слова, начинающиеся со звука [м].
печатать заглавную и прописную буквы Мм. Уметь
Формирование умения делить двусложные слова (мама, находить букву М в словах. Уметь составлять и читать
Тома, Тима, пимы) на слоги.
и двусложные слова с буквой Т. Знать правило «Имена
обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение
людей и клички животных пишутся с большой буквы»
двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в
словах. Ознакомление с правилом «Имена людей и
клички животных пишутся с большой буквы»

8

Звук [п] и
буква П

Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование
умения выделять конечный и начальный звук [п].
Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся
звуком [п]. Формирование навыка подбора слов,
начинающихся со звука [п]. Деление двусложных слов
(папа) на слоги. Знакомство с буквой П.
Конструирование и печатание буквы П. Чтение
обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение
двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в
словах

9

Повторение
и закрепление
пройденного

Закрепление знания пройденных букв и умения читать Узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с
слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового ними. Уметь конструировать и трансформировать
анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.
пройденные буквы. Уметь выполнять звуковой анализ
Совершенствование навыка конструирования и
закрытых и открытых слогов с пройденными буквами
трансформирования пройденных букв из различных
материалов

10 Звук [н] и
буква Н

Уметь узнавать звук [п] в ряду звуков. Уметь выделять
звук [п] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [п] и начинающиеся со звука
[п]. Уметь делить на слоги двусложные слова из
одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и
прописную буквы Пи. Уметь находить букву П в
словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые
слоги, двусложные слова с буквой П

Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование Уметь узнавать звук [н] в ряду звуков. Уметь выделять
умения выделять конечный и начальный звук [н].
звук [н] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся заканчивающиеся звуком [н] и начинающиеся со звука
звуком [н]. Формирование навыка подбора слов,
[н]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь
начинающихся со звука [н]. Деление двусложных слов печатать заглавную и прописную буквы Нн. Уметь
(Нина, Наша, нота) на слоги. Буква Н. Конструирование находить букву Н в словах. Уметь составлять и читать
и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой Н
с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н.
Узнавание буквы Н в словах

11 Звук [м] и
буква М

Ознакомление с артикуляцией звука [м]. Формирование
умения выделять конечный и начальный звук [м].
Формирование умения подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [м]. Формирование умения
подбирать слова, начинающиеся со звука [м].
Формирование умения делить двусложные слова (мама,
Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М.
Конструирование и печатание буквы М. Чтение
обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение
двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в
словах. Формирование понятия о предложении

Уметь узнавать звук [м] в ряду звуков. Уметь выделять
звук [м] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [м] и начинающиеся со звука
[м]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь
печатать заглавную и прописную буквы Мм. Уметь
находить букву М в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги, односложные и двусложные
слова, предложения с буквой М. Иметь представление о
том, что речь состоит из предложений, а предложения
состоят из слов

12 Повторение Различение звуков [н]—[м] в ряду звуков, слогов, слов.
и закрепле- Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов
ние
из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов.
пройден- Составление и чтение слогов и слов из пройденных
ного
букв. Закрепление знания правила «Имена людей и
клички животных пишутся с большой буквы»

Различать звуки [н]—[м] в ряду звуков, слогов, слов.
Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного
звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и
анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из
пройденных букв

13 Звук [к] и
буква К

Уметь узнавать звук [к] в ряду звуков. Уметь выделять
звук [к] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова,
заканчивающиеся звуком [к] и начинающиеся со звука
[к]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь
печатать заглавную и прописную буквы Кк. Уметь
находить букву К в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги, односложные и двусложные
слова с буквой К

Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Выделение
конечного и начального звука [к]. Подбор слов,
заканчивающихся звуком [к]. Подбор слов,
начинающихся со звука [к]. Деление двусложных слов
(маки, мука, кати) на слоги. Буква К. Конструирование
и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых
слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных
слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах

14 Повторение Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Уметь подбирать слова на заданный звук. Уметь
и закрепле- Совершенствование умения подбирать слова,
определять место заданного звука в слове. Уметь
ние
начинающиеся с заданных звуков. Формирование
узнавать все пройденные буквы и различать правильно и
пройден- умения определять место заданного звука в слове.
неправильно написанные буквы. Уметь читать слоги,
ного
Совершенствование умения различать правильно и
слова, предложения с пройденными буквами
неправильно написанные буквы. Совершенствование
навыка чтения слогов, слов, предложений с
пройденными буквами
15 Повторение Совершенствование
умения
подбирать
слова, Уметь подбирать слова на заданный звук. Уметь
и закрепле- начинающиеся с заданных звуков. Совершенствование определять место заданного звука в слове. Уметь
ние
умения определять место заданного звука в слове. узнавать все пройденные буквы и различать правильно и
пройден- Формирование навыков звуко-буквенного анализа неправильно написанные буквы. Уметь читать слоги,
ного
(умение вставлять недостающую букву в слово). слова, предложения с пройденными буквами
Совершенствование умения различать правильно и
неправильно написанные буквы. Совершенствование
навыка чтения слогов, слов, предложений с
пройденными буквами
16 Повторение Совершенствование навыка выделения начальных и Уметь выделять начальный и конечный звуки из слов,
и закрепле- конечных звуков из слов. Закрепление знания определять место заданного звука в словах. Уметь читать
ние
пройденных букв, умения читать слоги, слова, слоги, слова, предложения с пройденными буквами
пройден- предложения с пройденными буквами
ного

№
п/п

Тема

Содержание работы

Планируемые результаты
II период

1

Звуки [б], Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [б’].
Уметь узнавать звук [б] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь
[б’] и буква Формирование понятий о твердости и мягкости, глухости и понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости
звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков согласных звуков. Уметь выделять звуки [б], [б’] из начала
Б
[б] и [б’]. Подбор слов, начинающихся со звуков [б] и [б’]. слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [б],
Звуковой анализ слогов со звуками [б] и [б’]. Буква Б.
[б’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Бб.
Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов,
Уметь находить букву Б в словах. Уметь составлять и читать
односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова
буквы Б в словах
с буквой Б

2

Повторение Упражнения в различении звуков [б]—[п]. Узнавание
и закрепле- буквы Б в словах. Закрепление понятий о твердостиние
мягкости и звонкости-глухости согласных звуков.
пройденного Составление слов из данных слогов (ба-нан, бан-ка)

Уметь различать звуки [б]—[п] в ряду звуков, слогов, в
словах и предложениях. Уметь узнавать букву Б в словах,
читать слоги, слова, предложения с новой буквой. Уметь
составлять слова из двух данных слогов

3

Звуки [д], Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [д’]. Закрепление Уметь узнавать звук [д] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь
[д’] и буква понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости
понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости
д
согласных звуков. Выделение начальных звуков [д] и [д’]. согласных звуков. Уметь выделять звуки [д], [д’] из начала
Подбор слов, начинающихся со звуков [д] и [д’]. Звуковой слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [д],
анализ слогов со звуками [д] и [д’]. Буква Д.
[д’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Дд.
Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и Уметь находить букву Д в словах. Уметь составлять и читать
прямых слогов с буквой Д. Чтение односложных и
слоги, односложные и двусложные слова с буквой Д. Уметь
двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. узнавать пройденные буквы в условиях наложения и
Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений
«зашумления»
пройденных букв

4

Повторение Упражнение в выделении начальных звуков из слов и
Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с
и закрепле- соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов соответствующими буквами. Уметь составлять и читать
ние
и предложений с пройденными буквами
слова с пройденными буквами. Уметь читать предложения с
пройденного
пройденными буквами

5

Звуки [г],
Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [г’]. Закрепление
[г’] и буква понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости
согласных звуков. Выделение начальных звуков [г] и [г’].
Г
Подбор слов, начинающихся со звуков [г] и [г’]. Звуковой
анализ слогов со звуками [г] и [г’]. Определение места
звука [г] в словах. Буква Г. Конструирование и печатание
буквы Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов
с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах. Формирование
понятия о предложении

Уметь узнавать звук [г] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь
понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости
согласных звуков. Уметь выделять звуки [г], [г’] из начала
слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [г],
[г’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Гг.
Уметь находить букву Г в словах. Уметь составлять и читать
слоги, односложные и двусложные слова с буквой Г. Иметь
понятие о предложении

6

Повторение Упражнения в различении звуков [г]—[г’], [к]—[г].
и закрепле- Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о
ние
твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных
пройденного звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком
[г]

Уметь различать звуки [г]—[г’], [к]—[г]. Уметь узнавать
букву Г в словах. Иметь понятие о твердости-мягкости и
звонкости-глухости согласных звуков. Уметь производить
звуковой анализ слогов со звуком [г]

7

Повторение Упражнения в различении звуков [к]—[г], [к’]—[г’] в
и закрепле- словах. Упражнения в составлении и чтении слов с
ние
пройденными буквами. Упражнение в подборе данных
пройденного звуковых схем к словам. Упражнение в чтении
предложений с пройденными буквами

Уметь различать звуки [к]—[г], [к’]—[г’] в словах. Уметь
составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь
подбирать готовые звуковые схемы к словам. Уметь читать
слова с пройденными буквами

8

Звуки [ф], Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [ф’].
Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с
[ф’] и буква Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и соответствующими буквами. Уметь узнавать звук [ф] в ряду
Ф
звонкости согласных звуков. Выделение звуков [ф] и [ф’] звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости
из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [ф] и [ф’]. согласных звуков. Уметь выделять звуки [ф], [ф’] из начала
Звуковой анализ слогов со звуками [ф] и [ф’]. Упражнение слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [ф],
в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с [ф’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Фф.
соответствующими буквами. Буква Ф. Конструирование и Уметь находить букву Ф в словах. Уметь составлять и
печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с
читать обратные и прямые слоги и слова с буквой Ф. Иметь
буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в понятие о предложении
словах. Закрепление понятия о предложении

9

Звуки [в], Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [в’]. Закрепление
[в’] и буква понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости
В
согласных звуков. Выделение звуков [в] и [в’] из слов.
Подбор слов, начинающихся со звуков [в] и [в’]. Звуковой
анализ слогов со звуками [в] и [в’]. Упражнение в
выделении начальных звуков из слов и их соотнесении с
соответствующими буквами. Буква В. Конструирование и
печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с
буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в
словах

Уметь выделять начальные звуки из слов и соотносить их с
соответствующими буквами. Уметь узнавать звук [в] в ряду
звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости
согласных звуков. Уметь выделять звуки [в], [в’] из начала
слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [в],
[в’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Вв.
Уметь находить букву В в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги и слова с буквой В

10 Повторение Совершенствование навыка звукового анализа
Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов.
и закрепле- трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в
Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения.
ние
условиях наложения. Упражнение в определении места
Уметь определять место заданного звука в словах. Уметь
пройденного звуков [в] и [в’] в словах. Упражнения в различении звуков различать звуки [в] и [ф] в слогах, словах, предложениях.
[в] и [ф]. Формирование навыка решения кроссворда
Уметь решать кроссворды

11 Звуки [х], Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [х’]. Закрепление Уметь определять начальные звуки в словах и соотносить их
[х’] и буква понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости
с соответствующими буквами. Уметь делить данные слова
X
согласных звуков. Выделение звуков [х] и [х’] из слов.
на слоги. Иметь понятие о твердости-мягкости и звонкостиПодбор слов, начинающихся со звуков [х] и [х’]. Звуковой глухости звуков, уметь различать твердые — мягкие и
анализ слогов со звуками [х] и [х’]. Упражнение в
звонкие — глухие звуки. Уметь подбирать слова на
различении звуков [х] и [к] в ряду звуков, слогов, слов, в заданные звуки. Уметь различать звуки [х] и [к] в ряду
предложениях. Упражнение в выделении начальных звуков звуков, в слогах, словах, предложениях. Уметь производить
в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. звуковой анализ данных слогов. Уметь конструировать и
Буква X. Конструирование и печатание буквы. Чтение
печатать букву X, читать слоги, слова, предложения с ней
обратных и прямых слогов с буквой X
12 Звук [ы] и
буква Ы

Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в Уметь узнавать звук [ы] в ряду звуков, слогов, слов и
узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов. различать его со звуком [и]. Уметь делить данные слова на
Упражнение в различении звуков [ы] и [и] в словах. слоги. Уметь печатать и конструировать букву Ы, читать
Упражнение в делении данных слов на слоги. слоги, слова, предложения с ней. Уметь производить
Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения звуковой анализ трехзвучных слов
слогов, слов, предложения с новой буквой. Формирование
навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней.
Совершенствование
навыка
звукового
анализа
трехзвучных слов
13 Звуки [с], [с’] Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление Уметь выделять начальные звуки в словах. Уметь делить
и буква
понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости
данные слова на слоги. Уметь различать мягкие и твердые,
С
согласных звуков. Выделение звуков [с] и [с’] из слов.
глухие и звонкие звуки. Уметь определять место звука [с] в
Подбор слов, начинающихся со звуков [с] и [с’]. Звуковой словах. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных
анализ слогов со звуками [с] и [с’]. Упражнение в
слов. Уметь печатать букву С, читать слоги, слова,
определении места звука [з] в словах. Печатание и конс- предложения с этой буквой
труирование буквы С. Чтение обратных и прямых слогов с
буквой С. Упражнение в определении начальных звуков в
словах. Упражнение в делении данных слов на слоги

14 Повторение Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с
Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными
и закрепле- пройденными буквами. Упражнение в делении данных
буквами. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь
ние пройден- слов на слоги. Упражнение в определении места заданного определять место заданного звука в слове. Уметь различать
ного
звука в слове. Упражнение в различении звуков [с] и [с’] в звуки [с] и [с’] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь составлять
ряду звуков, слогов, в словах. Упражнение в составлении и читать слова из данных слогов. Уметь составлять и читать
и чтении слов из данных слогов. Упражнение в сопредложение из данных слов
ставлении предложений из данных слов
15 Звуки [з], [з’] Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [з’]. Закрепление Уметь различать твердые и мягкие, глухие и звонкие
и буква 3
понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласные звуки. Уметь выделять звуки [з] и [з’] из слов,
согласных звуков. Выделение звуков [з] и [з’] из слов.
подбирать слова на эти звуки, выполнять звуковой анализ
Подбор слов, начинающихся со звуков [з] и [з’]. Звуковой слов с этими звуками, определять место этих звуков в словах,
анализ слогов со звуками [з] и [з’]. Упражнение в опразличать звуки [с] и [з], [с’] и [з’] в словах. Уметь
ределении места звука [з] в словах, различении звуков [с] конструировать и печатать букву 3, составлять и читать
и [з] в словах. Буква 3. Конструирование и печатание
слоги, слова, предложения с ней. Уметь составлять схему
буквы 3. Чтение слогов, слов, предложений с буквой 3.
предложения
Закрепление понятия о предложении
16 Звук [ш] и
буква Ш

Ознакомление с артикуляцией звука [ш]. Формирование
умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов,
определять его место в слове, различать его со звуком [с].
Ознакомление с буквой Ш. Формирование навыка чтения
слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование
умения конструировать и печатать новую букву

Уметь узнавать звук [ш] в ряду звуков, слогов, слов,
определять его место в слове, различать со звуком [с], знать,
что звук [ш] — всегда твердый глухой согласный звук. Уметь
узнавать букву Ш, читать слоги, слова, предложения с ней.
Уметь конструировать и печатать букву Ш

17 Повторени Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш.
еи
Различение звуков [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов.
закрепле- Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов
ние
пройденного

Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами.
Уметь различать звуки [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов.
Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов

18 Звук [ж] и Ознакомление с артикуляцией звука [ж]. Формирование Уметь узнавать звук [ж] в ряду звуков, слогов, слов,
буква Ж умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов,
определять его место в слове, знать, что звук [ж] — всегда
определять его место в слове. Ознакомление с буквой Ж. твердый звонкий согласный звук. Уметь узнавать букву Ж,
Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и
с этой буквой. Формирование умения конструировать и
печатать ее
печатать новую букву. Совершенствование навыка
узнавания пройденных букв в условиях наложения или
«зашумления»
19 Повторени Дифференциация звуков [з]—[ж] в словах.
еи
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза
закрепле- слов. Совершенствование навыка чтения слов и
ние
предложений с пройденными буквами
пройденного
20 Повторен
ие и
закрепление
пройденного

Различать звуки [з]—[ж] в словах. Уметь производить
звуковой анализ слов из трех-четырех звуков, подбирать
звуковые схемы к данным словам, производить слоговой
анализ слов

Дифференциация звуков [ш]—[с]—[ж]—[з] в словах.
Различать звуки [ш]—[с]—[ж]—[з] в словах. Уметь
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа производить звуковой анализ слов из трех-четырех звуков,
слов. Совершенствование навыка чтения слов и
подбирать звуковые схемы к данным словам, производить
предложений с пройденными буквами
слоговой анализ слов

21 Звук [э] и Ознакомление с артикуляцией звука [э]. Упражнение в
Уметь узнавать звук [э] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь
буква Э узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов.
делить данные слова на слоги. Уметь печатать и
Упражнение в делении данных слов на слоги.
конструировать букву Э, читать слоги, слова, предложения с
Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка чтения
ней. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов
слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование
навыка печатания буквы Э, слогов и слов с ней.
Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных
слов. Формирование умения конструировать и печатать
новую букву
III период
1 Звук [j], Ознакомление с артикуляцией звука Ц]. Закрепление Уметь узнавать звук [j]. Уметь узнавать звук [j] в ряду
буква И представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости звуков, слогов, слов, в предложениях. Уметь конструировать
согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука и печатать букву И, читать слова и предложения с ней
[j] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях.
Ознакомление с буквой И. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и
предложений с ней
2 Буква Е Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков
Уметь конструировать и печатать букву Е, читать слова и
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги,
предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализировать предложение и составлять его схему
анализа слов и анализа предложений

3

Буква Е

4

Буква Ю Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков
Уметь конструировать и печатать букву Ю, читать слова и
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги,
предложений с ней. Совершенствование навыков
анализировать предложение и составлять его схему
слогового анализа слов и анализа предложений

5

Буква Я

Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков
Уметь конструировать и печатать букву Я, читать слова и
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги,
предложений с ней. Совершенствование навыков
анализировать предложение и составлять его схему
слогового анализа слов и анализа предложений

6

Повторен
ие и
закрепление
пройденЗвук
ного [ц] и
буква Ц

Совершенствование навыка чтения слов и предложений с Уметь читать слова и предложения с пройденными
пройденными буквами. Упражнение в узнавании
буквами. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях
пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». наложения и «зашумления». Уметь делить данные слова
Совершенствование навыков слогового анализа слов и
на слоги, подбирать слоговые схемы к данным словам,
анализа предложений
производить анализ предложений
Ознакомление с артикуляцией звука [ц]. Формирование Уметь узнавать звук [ц] в ряду звуков, слогов, слов,
умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с]
определять его место в слове, различать его со звуками и [т’]. Знать, что звук [ц] — глухой и всегда твердый
[с] и [т’]. Закрепление представлений о звонкости и
согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов
глухости, твердости и мягкости согласных звуков.
из трех-пяти звуков при условии, что их написание не
Совершенствование навыка звукового анализа слов.
расходится с произношением. Уметь узнавать букву Ц,
Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и
слогов, слов и предложений с этой буквой.
печатать ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или
Формирование умения конструировать и печатать новую наложения, различать правильно и неправильно
букву. Совершенствование навыка узнавания
написанную букву Ц
пройденных букв в условиях наложения или
«зашумления»

7

Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков
Уметь конструировать и печатать букву Е, читать слова и
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги,
предложений с ней. Совершенствование навыков
анализировать предложение и составлять его схему
слогового анализа слов и анализа предложений

8

Звук [ч] и Ознакомление с артикуляцией звука [ч]. Формирование
буква Ч умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов,
определять его место в слове, различать его со звуками
[с’] и [т’]. Закрепление представления о звонкости и
глухости, твердости и мягкости согласных звуков.
Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения
слогов, слов и предложений с этой буквой.
Формирование умения конструировать и печатать новую
букву. Совершенствование навыка узнавания
пройденных букв в условиях наложения или
«зашумления»

Уметь узнавать звук [ч] в ряду звуков, слогов, слов,
определять его место в слове, различать его со звуками [с’]
и [т’]. Знать, что звук [ч] — глухой и всегда мягкий
согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов
из трех-пяти звуков при условии, что их написание не
расходится с произношением. Уметь узнавать букву Ч,
читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и
печатать ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или
наложения, различать правильно и неправильно
написанную букву Ч

9

Звук [щ] и Ознакомление с артикуляцией звука [щ]. Формирование Уметь узнавать звук [щ] в ряду звуков, слогов, слов,
буква Щ умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с’].
определять его место в слове, различать его со звуком
Знать, что звук [щ] — глухой и всегда мягкий согласный
[с’]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трехтвердости и мягкости согласных звуков.
пяти звуков при условии, что их написание не расходится
Совершенствование навыка звукового анализа слов.
с произношением. Уметь узнавать букву Щ, читать слоги,
Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слова, предложения с ней, конструировать и печатать ее,
слогов, слов и предложений с этой буквой.
узнавать ее в условиях «зашумления» или наложения,
Формирование умения конструировать и печатать новую различать правильно и неправильно написанную букву Ч
букву. Совершенствование навыка узнавания
пройденных букв в условиях наложения или
«зашумления»

10

Повторен
ие и
закрепление
пройденного

Совершенствование навыков определения места звука в Уметь определять место заданного звука в слове, подбирать слова с заданным
слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и
звуком, производить звуковой и слоговой анализ слов, анализ предложений.
слогового анализа слов, анализа предложений.
Уметь читать слова и слоги с пройденными буквами. Уметь узнавать
Совершенствование навыков чтения слов и предложений пройденные буквы в условиях наложения или «зашумления»
с изученными буквами. Совершенствование навыка
узнавания пройденных букв в условиях наложения или
«зашумления»

11

Звуки [л], Ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’].
[л’] и
Закрепление представлений о твердости-мягкости,
буква Л глухости-звонкости согласных звуков. Формирование
навыка узнавания звуков [л] и [л’] в ряду звуков, слогов,
слов, в предложениях. Совершенствование навыков
звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с
буквой Л. Формирование навыков конструирования и
печатания новой буквы, чтения слов и предложений с
ней

Уметь узнавать звуки [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях,
различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ
слов. Уметь печатать и конструировать букву Л, читать слова и предложения
с ней

12

Звуки [р],
[р’] и
буква
Р

Уметь узнавать звуки [р] и [р’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях,
различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ
слов. Уметь печатать и конструировать букву Р, читать слова и предложения с
ней

Ознакомление с артикуляцией звуков [р] и [р’].
Закрепление представлений о твердости-мягкости,
глухости-звонкости согласных звуков. Формирование
навыка узнавания звуков [р] и [р’] в ряду звуков, слогов,
слов, в предложениях. Совершенствование навыков
звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с
буквой Р. Формирование навыков конструирования и
печатания новой буквы, чтения слов и предложений с
ней

13

Повторен
ие и
закрепление
пройденного

Упражнения в различении звуков [р]—[р’]—[л]—[л’]— Уметь различать звуки [р]—[р’]—[л]—[л’]—[j] в словах. Уметь производить
[j] в словах. Совершенствование навыков звукового и
звуковой и слоговой анализ слов и предложений. Уметь читать слова и
слогового анализа слов, анализа предложений.
предложения с пройденными буквами
Совершенствование навыка чтения слов и предложений с
пройденными буквами

14

Буква Ь

Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, Знать, что буква Ь не обозначает звука. Уметь печатать и конструировать
что эта буква не обозначает звука. Формирование
новую букву, читать слоги и слова с ней
навыков печатания и конструирования новой буквы,
чтения слов и предложений с ней

№
п/п

Тема

Содержание работы

15

Буква Ъ

Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не
что эта буква не обозначает звука. Формирование
обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования
навыков печатания и конструирования новой буквы,
новой буквы, чтения слов и предложений с ней
чтения слов и предложений с ней

16

Повторен
ие и
закрепление
пройденного

Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа и синтеза слов, анализа предложений.
Совершенствование навыков печатания слов и
предложений. Совершенствование навыков чтения слов,
предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения
кроссвордов

Планируемые результаты

Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений.
Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь читать слова,
предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать
ребусы

17

Повторен
ие и
закрепление
пройденного

Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа и синтеза слов, анализа предложений.
Совершенствование навыков печатания слов и
предложений. Совершенствование навыков чтения слов,
предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения
кроссвордов

Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений.
Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь читать слова,
предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать
ребусы

18

Повторен
ие и
закрепление
пройденного

Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа и синтеза слов, анализа предложений.
Совершенствование навыков печатания слов и
предложений. Совершенствование навыков чтения слов,
предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения
кроссвордов

Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений.
Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь читать слова,
предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать
ребусы

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в помещении,
где будут проводиться занятия по обучению грамоте, в соответствии с Программой должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей;
• двигательную активность, развитие моторики и координации движений, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда позволяет каждому ребенку
проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует
развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в
себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство
следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать,
запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не ди-рективным
руководством. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать
то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений
способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Перечень пособий и материалов для обучения дошкольников грамоте
1.
Картотека предметных и сюжетных картинок на каждую букву алфавита.
2.
Серии сюжетных картинок.
3.
Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза
(«Синий — красный», «Утенок гуляет», «Разноцветные корзинки», «Кто в домике живет?», «Кто едет в поезде?» и т. п.)
4.
Разрезной, магнитный алфавит, алфавит на «липучках».
5.
Алфавит на кубиках.
6.
Слоговые таблицы.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Счетные палочки, яркие шнурочки, палочки Кюизенера для конструирования букв.
Природный материал (камушки, листочки, шишки, желуди, каштаны и т. п.) для конструирования букв.
Пластилин для лепки букв.
Материалы для звукового анализа и синтеза слов.
Материалы для слогового анализа и синтеза слов.
Материалы для анализа предложений.
Сенсорные бассейны.
Сенсорные подносы с тонким слоем песка, манки для печатания букв.
Магнитная доска.
Коврограф.
Наборное полотно.
Рабочие тетради для печатания по числу детей.
Буквари по числу детей.
Картотека ребусов, кроссвордов, изографов.
Карандаши, фломастеры, восковые мелки, ручки.
3.2. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРГРАММЫ

1. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
2. Нищева Н. В. Тетрадь 1 для обучения грамоте детей дошкольного возраста. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
3. Нищева Н. В. Тетрадь 2 для обучения грамоте детей дошкольного возраста. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
4. Нищева Н. В. Тетрадь 3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
5. Нищева Н. В. Слоговые таблицы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
6. Нищева Н. В. Прописи для мальчиков и девочек. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2019.
7. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
8. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития фонематического слуха. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
9. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты формирования навыков слогового анализа и синтеза. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
10. Денисова Т. В. Книга для чтения к обучающему пособию «Мой букварь».
11. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста (с 4

до 5 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
12. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5
до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

13. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6
до 7 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
14. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».