ДОУ 459 ЛЕГОДополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации ДОП по «ЛЕГО - конструированию» для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО –
конструированию»
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО –
конструированию»
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению ДОП по
«ЛЕГО – конструированию»
2.2. Формы организации детей по всем образовательным областям
2.3. Организация, содержание и методы обучения конструированию
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.5. Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей
2.6. Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое и методическое обеспечение
3.2. Календарный учебный график
3.3. Учебный план
3.4. Расписание занятий
3.5. Оценочные материалы

3
4
4
5

8
9
11
35
36
38
39
41
43
44
45

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

–

дополнительная

общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» (далее ДОП по
«ЛЕГО – конструированию») Муниципального автономное дошкольного
образовательного учреждения - детский сад № 459 (далее МАДОУ)
разработана

в

соответствии

с

законодательными

нормативными

документами:


Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ.



Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании
образовательной деятельности».



Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"


СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных организациях» (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).



Устав МАДОУ.
Образовательная деятельность в МАДОУ строится с учетом развития
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности,
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и
интересов, образовательных потребностей участников образовательных
отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного
образования детей.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, с учѐтом возможностей и состояния здоровья детей,

расширение функциональных возможностей развивающегося организма,
овладение ребѐнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные
положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду»
Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

по

«ЛЕГО

–

конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной
образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок
освоения ДОП по «ЛЕГО – конструированию» 4 года. Реализуется в форме
работы технической направленности и охватывает детей с 3-х лет до 7 лет.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию
и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены
различные разделы, но основными являются:


конструирование по образцу,



конструирование по модели,



конструирование по условиям,



конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,



конструирование по замыслу,



конструирование по теме. Объем программы рассчитан на 38 недель, с
нагрузкой

–

1

раз

в

неделю.

Продолжительность

непрерывной

непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не
более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до
6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.


Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий,
используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме
творческой

активности,

развитие ребенка.

обеспечивающей

художественно-эстетическое

1.2 Цель и задачи реализации ДОП по «ЛЕГО - конструированию» для
детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:


формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности;



приобщить детей к миру технического изобретательства;



развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки
и умения.
Дополнительная
формирование

общеобразовательная
инициативности,

программа

самостоятельности,

направлена

на

наблюдательности,

любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
Деятельность

выступает

как

внешнее

условие

развития

у

ребенка

познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию
обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая
объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе
комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и
четко сформулированную образовательную концепцию.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

–

дополнительная

общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» содержит игры для
всех возрастных групп детского сада, проекты совместной деятельности
педагога с детьми, содержит перспективное планирование занятий для детей
младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
1.3

Принципы

и

подходы

к

формированию

дополнительной

общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию»
В основу программы заложены следующие основные педагогические
принципы:



Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка.



Принцип научной обоснованности и практической применимости.



Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей.



Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы

к

формированию

дополнительной

общеразвивающей

программы «ЛЕГО – конструирование»


Реализация

дополнительной

общеобразовательной

программы

–

дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для
детей

данной

возрастной

группы,

прежде

всего

в

форме

игры,

познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей развитие ребенка;


поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;



формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;



возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);



учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
1.4

Планируемые

результаты

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию»
Результатами
дошкольного

освоения
образования,

программы
которые

являются

целевые

представляют

ориентиры

собой

социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:


ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре,

общении,

познавательно-исследовательской

деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;



у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;



ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми

и

сверстниками,

может

соблюдать

правила

безопасного

поведения и личной гигиены;


у

ребенка

сформирован

устойчивый

интерес

к

конструкторской

деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;


у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений,
конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения
объектов;



ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям,
темам, замыслу;



ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;



ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы,
создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и
придумывая свои;



ребенок

овладевает

приемами

индивидуального

и

совместного

конструирования;


знает

правила

безопасности

на

занятиях

по

конструированию

с

использованием мелких предметов.


ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Способен

договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;



ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения;

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной
деятельности по освоению дополнительной Программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование»
состоит из обязательной части.
Дополнительный

образовательный

процесс

МАДОУ

выстроен

в

соответствии с Методическим пособием «ЛЕГО-конструирование в детском
саду» Е. В. Фешина – М., ТЦ «Сфера», 2012 и направлен на развитие ребенка
в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
-

Развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;
- Развитие речевого творчества.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
-

Реализацию

самостоятельной

творческой

конструктивно-модельной

деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость;
-

Способствующих

правильному

формированию

опорно-двигательной

системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
2.2 Формы организации детей по всем образовательным областям:
групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность,
самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями
воспитанников.

Виды детской

Формы работы

деятельности
Двигательная

игровые упражнения;
сюжетные игры; развивающие игры;

Игровая

дидактические игры;
режиссерские игры.

Изобразительная

мастерская по изготовлению продуктов
детского творчества; реализация проектов
беседа; ситуативный разговор; составление и

Коммуникативная

отгадывание загадок; сюжетные игры;
общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками.

Самообслуживание и
элементарный труд (в
помещении и на улице)

совместные действия; дежурство; поручение;
задания.
решение проблемных ситуаций;
проектирование решения проблемы;

Познавательноисследовательская

моделирование; реализация проекта;
познавательные беседы (с использованием
разнообразного наглядно-иллюстративного
материала, музыкального сопровождения,
художественного слова, развивающих игр

упражнений, заданий);исследования объектов
окружающего мира; посещение гостей;
конструирование из различного материала:
конструкторы, модули. конструирование по
образцу; конструирование по модели;
Конструирование

конструирование по условиям;
конструирование по простейшим чертежам и
наглядным схемам; конструирование по
замыслу; конструирование по теме.

2.3 Организация, содержание и методы обучения конструированию
Вторая младшая группа
Первое полугодие:
- учить называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, большой, поменьше,
маленький, клювик, горка, мостик и др.);
- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму,
величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными
условиями (ворота для машины);
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная
(широкая));
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- познакомить с новыми деталями ЛЕГО-конструктора (основа машины,
полукруг, овал);

- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей
постройки;
-

развивать

и

поддерживать

замысел

в

процессе

развертывания

конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных
постройках по замыслу.
Перспективное планирование во второй младшей группе.
Месяц

Тема

Цели

Знакомство с

Познакомить с ЛЕГО-конструктором (кирпичик,

ЛЕГО-

лапка, клювик).

конструктором

Закреплять знания цвета и формы.
Учить строить простейшие постройки.

Башенка, мост

Формировать бережное отношение к
конструктору.

Октябрь

Развивать творческое воображение.
Мы в лесу

Учить подражать звукам и движениям

построим дом

персонажей (медведя, лисы, зайца).
Учить строить дом из ЛЕГО-конструктора.

Разные домики
Мебель для
Ноябрь

комнаты
Мебель для кухни

Закреплять умение строить домики.
Развивать способности выделять в предметах их
функциональные части.
Учить анализировать образец.
Закреплять умение строить мебель.

Запоминать название предметов мебели.
Познакомить с русской печкой.
Печка

Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование

постройки, называть ее тему, давать общее

по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Утята в озере

Волшебные рыбки

Мостик через речку
Декабрь

Учить внимательно слушать стихотворение.
Строить из конструктора утят.
Рассказать о рыбках.
Учить строить рыб из конструктора
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование

постройки, называть ее тему, давать общее

по замыслу.

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Январь

Построим загон для
коров

Закреплять понятия «высокий», «низкий».
Учить выполнять задания по условиям.
Развивать творчество, воображение, фантазию.

Учить создавать простейшую модель грузовой
Грузовая машина

машины.
Выделять основные части и детали.
Формировать обобщенные представления о
домах. Учить сооружать постройки с

Домик фермера

перекрытиями, делать их прочными.
Развивать умение выделять части (стены, пол,
крыша, окно, дверь).
Познакомить с понятием «фундамент».

Мельница

Рассказать о мельнице.
Развивать воображение, фантазию.

Машина с

Учить строить машину с прицепом.

прицепом

Развивать навыки конструирования.

Пожарная машина

Познакомить с профессией пожарного.
Учить строить пожарную машину.
Рассказать о кораблях.

Кораблик
Февраль

Учить строить более сложную постройку.
Развивать внимание, навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование

постройки, называть ее тему, давать общее

по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Март

Детская площадка

Показать детскую площадку.
Построить песочницу, лесенки.

Горка для ребят

Продолжать знакомить с детской площадкой.
Развивать память и наблюдательность.
Познакомить с разными профессиями (врач,

Все работы хороши

полицейский, дворник).
Учить отличать их по внешнему виду.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование

постройки, называть ее тему, давать общее

по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Ракета

Луноход

Космонавты
Апрель

Рассказать о космосе.
Учить строить ракету.
Рассказать о луноходе.
Учить строить из деталей конструктора.
Продолжать знакомить с космосом.
Учить строить космонавтов из мелких деталей.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование

постройки, называть ее тему, давать общее

по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Май

Животные в

Рассказать о зоопарке.

зоопарке

Учить строить утку, слона.

Вольер для тигров и
львов

Учить всем вместе строить одну поделку.
Продолжать знакомить с зоопарком.

Крокодил

Учить строить крокодила.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование

постройки, называть ее тему, давать общее

по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:
основные строительные детали (кубики, кирпичики,
знать

пластины, трехгранные призмы);
·основные приемы конструирования;
·основные цвета
·изменять постройки двумя способами: заменяя одни

уметь

детали другими или надстраивая их в высоту, длину
·соединять детали ЛЕГО-конструктора,
·обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
·о простейшем анализе созданных построек

иметь представление

·о вариантах создания вариантов конструкций, при
добавлении других деталей.

Средняя группа.
Первое полугодие:
-

расширять

и

обогащать

практический

опыт

детей

в

процессе

конструирования;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных
моделей и схем;
- учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;
- формировать представление, что схема несет информацию не только о том,
какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для
создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного
расположения деталей и их соединения;
- учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- формировать умение строить по схеме;
- учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной,
точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Второе полугодие:
- закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;
- учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для
которых она предназначается;
- правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесами и др.);
- продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со
схемой;
- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цель
деятельности;
- сравнивать полученную постройку с задуманной;
- развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.

Перспективное планирование в средней группе.
Месяц

Тема

Цели
Закреплять навыки полученные в младшей группе, и

Башня, мост

приемы построек снизу вверх.
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору.
Разучивать стихотворение про утят.

Веселые утята
Октябрь

Строить из конструктора утят, используя различные
детали.
Уточнять и расширять представления о рыбах.

Красивые рыбки

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать
выводы.
Учить строить морских обитателей.

Гусенок

Учить строить из конструктора гусенка.
Учить строить улитку.

Улитка

Воспитывать добрые отношения.
Развивать память, мышление, внимание.

Ноябрь

Большие и

Учить строить разные пирамидки.

маленькие

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

пирамидки

Учить бережно относиться к конструктору.

Ворота для
заборчика

Учить строить ворота для заборчика.
Аккуратно и крепко скреплять детали ЛЕГОконструктора.

Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу

Учить заранее обдумывать содержание будущей

постройки, называть ее тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить дом.
Распределять детали ЛЕГО-конструктора
Лесной домик

правильно.
Развивать творческое воображение, навыки
конструирования.
Развивать способность выделять в реальных

Мебель

предметах их функциональные части.
Учить анализировать образец.

Декабрь

Рассказать о русской печке.
Русская печь

Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу.

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Загон для коров
и лошадей
Январь
Грузовик

Учить строить загоны по условиям.
Развивать глазомер, навыки конструирования,
мелкую моторику рук.
Учить строить различные машины, используя
детали ЛЕГО-конструктора.

Учить строить большой дом для фермера.
Дом фермера

Развивать фантазию и творчество.
Учить доводить начатое дело до конца.

Мельница

Знакомство со
светофором

Февраль

Учить строить мельницу.
Развивать воображение, фантазию.
Учить слушать сказку.
Рассказать о светофоре.
Закреплять навыки конструирования.

Продолжение

Продолжать знакомить со светофором.

знакомства со

Учить правила дорожного движения.

светофором

Строить проезжую часть и надземный переход.

Робот

Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из ЛЕГО-конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Мы едем в
зоопарк
Март

Слон

Обезьяна

Учить отличать хищников от травоядных животных.
Учить строить слона.
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Учить строить обезьяну.
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Ракета,

Рассказать о космических ракетах и космонавтах.

космонавты

Учить строить ракету и космонавтов.

Грузовая машина
с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по
графической модели, соотносить ее элементы с
частями предмета.
Дать обобщенное представление о кораблях.
Учить способам конструирования.

Корабли

Учить сочетать в постройке детали по форме и
цвету, устанавливать пространственное
расположение построек.

Апрель

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с
Поезд

колесами, друг с другом, основными частями
поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Разные

Рассказать о некоторых профессиях (фермер,

профессии

доярка, повар, водитель).
Рассказать о работниках пожарной части.
Учить строить из конструктора пожарную часть и

Пожарная

пожарную машину.

машина

Развивать творчество и логическое мышление.
Учить понимать нужность профессии.
Рассказать о профессии летчика.

Май
Самолет

Учить строить самолет, выделяя функциональные
части. Развивать интерес и творчество.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:
·строительные детали (пластина, кирпичик, колесо,
знать

специальные элементы: рамы, двери, оградки)
·конструктивные свойства строительных деталей
(устойчивость, форма, величина)
·выделять части разных видов транспорта, называть их
форму и расположение по отношению к самой большой

уметь

части
·устанавливать ассоциативные связи
·анализировать образец постройки

·самостоятельно изменять постройки
·соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции
·о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов,
иметь представление

детского сада.
·о простейших архитектурных формах

Старшая группа:
Первое полугодие:
- закреплять приобретенные в средней группе умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и
их частей, их пространственном расположении. Относительной величине,
различии и сходстве;
- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно;
- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от
рисунков, чертежей, фотографий;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее
общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся
строительным материалом.
Второе полугодие:
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников;
- самостоятельно распределять обязанности;
- учить помогать товарищам в трудную минуту;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с
заданными условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций.
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц

Тема

Цели

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника.

Разные домики

Учить строить домики разной длины и величины.

Кафе
Октябрь

Учить создавать сложную постройку, работать
вместе, не мешая друг другу.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу.

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о водном транспорте.

Плывут корабли

Учить строить корабли.
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Учить выделять в постройке ее функциональные

Ноябрь

части (борт, корму, нос, капитанский мостик,
Катер

трубы).
Совершенствовать умение анализировать образец,
графическое изображение постройки, выделять в
ней существенные части.

Обогащать речь обещающими понятиями:
«водный, речной, морской транспорт».
Пароход

Закреплять знания о водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять представления о многообразии

Зоопарк

животного мира.
Развивать способность анализировать, делать
выводы.

Слон
Декабрь

Верблюд

Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора.
Развивать творческие навыки и терпение.
Учить строить верблюда.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу.

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Январь

Домашние
животные

Учить строить собаку и кошку.
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.

Дети
Дом фермера

Учить строить девочку и мальчика из большого
ЛЕГО-конструктора «Дупло».
Учить находить материал для постройки.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу.

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Грузовой
автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой
машины из ЛЕГО-конструктора.
Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного.

Пожарная часть

Учить строить пожарную машину и пожарную
часть.
Выучить телефон пожарной части.

Февраль
Самолет

Закреплять знания о профессии летчика.
Учить строить самолет по схеме.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Март

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по
схемам и поезд по образцу.

Закреплять представления о назначении и
Беседка

строении беседок, об их частях (крыша, колонны).
Учить строить беседку.
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, их назначении и пользе для человека.

Пастбище

Воспитывать любознательность.
Учить строить загоны для домашних животных
разными способами.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Ракета,
космонавты
Светофор,
регулировщик

Рассказать о первом космонавте нашей страны.
Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по
карточке.
Закреплять знания о светофоре.
Закреплять полученные навыки.

Апрель

Учить заранее обдумывать содержание будущей
Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Робот

Показать игрушку робот.

Учить строить робота.
Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора.
Речные рыбки

Развивать навыки конструирования, мелкую
моторику рук.
Познакомить с обитателями аквариума.

Аквариум

Учить строить аквариум.
Познакомить с плоскостным конструированием.

Лабиринт

Развивать внимание, наблюдательность,
мышление, мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить с плоскостным

Май

Попугай

конструированием.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей

Конструирование постройки, называть ее тему, давать общее
по замыслу

описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:
·основные части и характерные детали конструкций.
знать

·новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки,
ролики, зубчатые колеса, рычаги)
·устанавливать связь между создаваемыми постройками и

уметь

тем, что дети видят в окружающей жизни
·анализировать сделанные модели и постройки

·создавать разнообразные постройки, конструкции, модели
·заменять одни детали другими
·строить по схеме, по инструкции
·самостоятельно подбирать необходимый строительный
материал
·работать коллективно.
·о вариантах конструкции и постройки одного и того же
объекта, модели
иметь представление

·о способах различных конструктивных решений и
планировании создания собственной постройки, модели,
конструкции

Подготовительная к школе группа.
Первое-второе полугодие:
- закреплять навыки, полученные в старшей группе;
- обучать конструированию по графической модели;
- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее
обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей
постройки,

строительного

материала

и

возможности

размещения

конструкции в пространстве;
- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу,
договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать
общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в
соответствии с общим решением).

Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц

Тема

Цели

Грузовик везет
кирпичи

Учить строить по карточке, находить различия
и сходства в схемах.
Учить рассказывать о проделанной работе.
Закреплять навыки конструирования.

Корабль

Учить сочетать в постройке детали по форме и
цвету, устанавливать пространственное
расположение построек.

Октябрь
Аэропорт

Учить строить разные самолеты по схемам.
Развивать глазомер, навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание

Конструирование будущей постройки, называть ее тему, давать
по замыслу.

общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Развивать творческую инициативу и

Многоэтажные

самостоятельность.

дома

Формировать обобщенные представления о
домах.

Магазины
Ноябрь
Детский сад

Закреплять названия магазинов, их виды.
Учить строить детский сад.
Развивать память и внимание.
Закреплять полученные навыки.

Конструирование Учить заранее обдумывать содержание
по замыслу

будущей постройки, называть ее тему, давать
общее описание.

Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Животные на
ферме

Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, об их назначении и пользе для
человека.
Вызвать положительные эмоции от
стихотворений о животных В. Степанова:

Овечка

«Кошка», «Петух», «Овечка».
Закреплять знания о домашних животных.
Учить строить животных.

Декабрь

Закреплять навыки строить по схемам.
Дом фермера

Учить строить двухэтажный дом фермера из
ЛЕГО-конструктора.
Закреплять полученные навыки.

Конструирование Учить строить по замыслу.
по замыслу.

Развивать творчество, навыки
конструирования.

Качели

Карусели

Учить строить сложную постройку из ЛЕГОконструктора.
Продолжать учить строить сложную постройку
из ЛЕГО-конструктора.

Январь
Беседка для
ребят
Горка

Учить строить беседку, которая находится на
участке детского сада по памяти.
Развивать память , навыки конструирования.
Учить определять состав деталей конструктора,

особенности их формы, размера и
расположения.
Закреплять знания о городском транспорте.
Городской

Развивать наблюдательность, внимание,

транспорт

память.
Учить строить автобус.

Светофор
Знакомство с
Февраль

дорожными
знаками

Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками.
Учить строить дорожные знаки на плите.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание

Конструирование будущей постройки, называть ее тему, давать
по замыслу

общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Играем в зоопарк

Закреплять знания о работниках зоопарка и его
обитателях.
Учить строить слона с большим хоботом из

Слон

лего-конструктора.
Развивать творческие навыки и терпение.

Март

Продолжать знакомить с обитателями
Верблюд

зоопарка.
Учить строить одно- и двугорбых верблюдов.

Конструирование Закреплять полученные навыки.

по замыслу

Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать
общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Ракета,
космонавты

Закрепить знания о первом космонавте Ю.
Гагарине.
Учить строить ракеты.

Космический

Рассказать о космическом корабле.

корабль

Учить строить космический корабль.
Рассказать о луноходе.

Апрель

Луноход

Учить строить луноход из деталей
конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание

Конструирование будущей постройки, называть ее тему, давать
по замыслу

общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Познакомить с приемами сцепления

Паровоз везет

кирпичиков с колесами, друг с другом,

товары

основными составными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.

Май
Станция
Дома на нашей

Продолжать знакомить с железной дорогой.
Учить строить станцию для паровозиков.
Закреплять умение строить домики.

улице.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
Конструирование будущей постройки, называть ее тему, давать
по замыслу

общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:
знать

·детали наиболее подходящие для постройки
·способы их комбинирования
·самостоятельно находить отдельные конструктивные
решения на основе анализа существующих сооружений.

уметь

·работать коллективно
·сооружать различные конструкции одного и того же
объекта, механической модели в соответствии с их
назначением
·о конструкции объекта, механической модели и его
функциональном назначении
·о различных видах наборов ЛЕГО
·о создании проектов с помощь мультимедийного

иметь представление

контента
·планировать процесс возведения постройки
·сооружать постройки, объединенные общей темой
·создавать различные модели: по рисунку, по словесной
инструкции воспитателя, по собственному замыслу
работы с ними, с помощью интерактивных средств.

2.4 Особенности

образовательной деятельности разных

видов и

культурных практик
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает
решение программных образовательных задач в рамках непосредственно
образовательной деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в ДОУ строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии
всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры
как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в
группах для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
- индивидуального подхода к каждому ребенку;
- индивидуализации образовательного процесса;
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей по отдельным видам
деятельности определяются, общим психическим развитием, понимаемым
как становление деятельности, сознания и личности ребѐнка, необходимым
условием которого является развивающее обучение детей 3-5 лет.
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в
группах для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного
возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного
мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами.
Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра,
экспериментально-поисковая

деятельность,

труд,

сотрудничество

с

взрослыми и сверстниками.
2.5 Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и
творческих способностей

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих
способностей.
Виды
одаренности

Составляющие

Мотивационноличностные
характеристики

Как проявляются
Стремление ребенка к получению
знаний и умений, познавательная
активность, проявление интереса к
новому

Академическая
Успешность в освоении

одаренность

программного материала, широкий
Способности к обучению кругозор, высокие показатели по
развитию психических
познавательных процессов
Развитое пространственное
мышление, любовь к
Творческая

Конструкторская

конструированию, генерирование

одаренность

одаренность

оригинальных идей для различных
конструкций, способность к
изобретательству, рационализации
Умение понимать партнера по

Социально-

общению, чувствовать его

личностная одаренность эмоциональное состояние, гасить
Коммуникативная

конфликты

одаренность
Умение организовать сверстников
Лидерская одаренность

на какое-либо общее дело, игру,
настойчивость в достижении цели,

умение добиваться результата, и
стремление контролировать
ситуацию

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период
дошкольного
детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до
яркого расцвета
способностей, одаренности.
Такими условиями являются:


наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов
дополнительного образования и воспитателей;



наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка;



создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к
ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной
значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;



наличие

личностно-ориентированной

воспитательно-образовательной

системы, включающей в себя развивающие программы по различным
направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и
возрастные особенности ребенка;


введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного
на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего
развития;



использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и
приемов, игровых технологий,



занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,



работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;



участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях,
сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества



тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
2.6 Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально
адаптировать ребѐнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей
интеграции в общество. Работа с данными детьми строиться по следующему
алгоритму:



анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,



составление плана индивидуального сопровождения ребѐнка и его семьи,



организация совместной деятельности в: индивидуальной, подгрупповой и
групповых формах.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое и методическое обеспечение
Методические материалы и средства обучения.
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Л. С. Римашевская «Технология развития навыков
сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр
педагогического образования, 2007
Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у
дошкольников» - Нытва, 2008
Социально-

Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М.,

коммуникативное

Сфера, 2006

направление

В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое

развития детей

сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М.,
Центр педагогического образования, 2012
В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и
коммуникационные игры для детей старшего дошкольного
возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012
В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» М., Центр педагогического образования, 2012
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Познавательное

Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все

направление

возрастные группы) - М., Просвещение, 2012

развития детей

В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших
дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011

Речевое
направление
развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников
в игре - М. «Скрипторий», 2008
А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников -

Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
Л. В. ЧернецкаяРазвитие коммуникативных способностей у
дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта,
2005
Художественноэстетическое
направление
развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М.,
Просвещение, 2012

Физическое

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

направление

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7

развития детей

лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Оснащение и оборудование методического кабинета и музыкальноспортивного зала, групп
Оборудование для
конструктивной
деятельности в
группе

1. Конструктор И-517 кол-во штук 8
2. Конструктор И-517-1кол-во штук 9
3. Конструктор И-681- кол-во штук 8
4. Конструктор И-282-1 кол-во штук 2
5. Конструктор И-281-1кол-во штук 2

3.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график

является локальным нормативным документом, регламентирующим общие

требования к организации образовательного процесса по реализации дополнительной общеразвивающей программы
технической направленности ЛЕГО – конструирование для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
Календарный учебный график учитывает в полном объѐме возрастные психофизические особенности
воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Образовательный

процесс

по

реализации

дополнительной

общеразвивающей

программы

технической

направленности ЛЕГО – конструирование для детей дошкольного возраста (3-7 лет) осуществляется в группах № 1,2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9.
Учебный год начинается 01 сентября 2023г., заканчивается – 31 мая 2023 г. Продолжительность учебной недели –
5 дней, продолжительность учебного года – 36 недель. В летний оздоровительный период (с 01 июня по 31 августа)
образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программы технической направленности ЛЕГО –
конструирование для детей дошкольного возраста (3-7 лет) не осуществляется.
Непосредственно образовательная деятельность в форме занятий проводится 1 раз в неделю во всех возрастных
группах по подгруппам (8-10 человек), время на НОД определяется в соответствии с СанПиНом:
младшая группа – 15 минут;
средняя группа – 20 минут;
старшая группа – 25 минут;
подготовительная к школе группа – 30 минут.

Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом, утверждается приказом
заведующего до начала учебного года. Все изменения, вносимые в календарный учебный график, утверждаются
приказом заведующего и доводятся до всех участников образовательного процесса.
Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несѐт ответственность за
реализацию в полном объѐме образовательной программы дополнительного образования в соответствии с календарным
учебным графиком.
3.3 Учебный план
Направленность
Техническая

Название программы
(срок реализации)
«ЛЕГО - конструирование»
(четыре года)

Продолжительность НОД
(СанПиН)

Возрастные группы/кол-во часов
3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

1

36

1

36

1

36

1

36

Не более

Не более

Не более

Не более

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

Примечание: занятия проводятся 1 в неделю, 4 раза в месяц (с 01.09.2023 – 31.05.2022 – 38 недель)
3.4 Расписание занятий
Непосредственно образовательная деятельность в форме занятий проводится 1 раз в неделю во всех возрастных
группах по подгруппам (8-10 человек), время на НОД определяется в соответствии с СанПиНом:
младшая группа – 15 минут;

средняя группа – 20 минут;
старшая группа – 25 минут;
подготовительная к школе группа – 30 минут.
Дни недели / группы
3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Здание №2 по адресу ул. Вилонова,94/3
Вторник

15.45 – 16.00

15.10 – 15.40

16.05 – 16.25

Здание №1 по адресу ул. Вилонова,49
Среда

-

Пятница

-

16.30 – 16.50

-

15.10 – 15.35

15.40 – 16.10

3.5 Оценочные материалы
Оформление плана занятий.
N

Название раздела,

Количество часов

п/п

темы

Всего

Теория

Формы
Практика

аттестации/контроля

Оформление журнала занятий.
N
п/п

Время
Месяц Число

проведения
занятия

Форма
занятия

Колво
часов

Тема

Место

Форма

занятия проведения контроля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».