Содержание Ι. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 . Цели и задачи реализации образовательной программы 1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы 1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации образовательной программы 1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы 1.6. Мониторинг ΙI. Содержательный раздел 2.1. Комплексно – тематическое планирование. 2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ΙII. Организационный раздел 3.1. Развивающая предметно-пространственная среда Ι.Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 3-5 лет. Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции. Структура занятий по программе отражает возрастные особенности детей, выделяя при этом три раздела: I раздел II раздел Возраст 3-4 года Возраст 4-5 лет Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана на 3летний срок обучения. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, их продолжительность по времени составляет 15 минут - для детей 1 года обучения, 36 занятий в год; 20 мин. для детей 2 года обучения.. Занятия проводятся в музыкально-спортивном зале. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: подгрупповая до 10 человек. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части. Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса. Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений: – на развитие дыхания, голоса, артикуляции; – на развитие внимания; – регулирующие мышечный тонус; – формирующие чувство музыкального размера; – на развитие чувства темпа и ритма; – на развитие координации движения; – на координацию речи с движением; – на координацию пения с движением; – на развитие речевых и мимических движений. Заключительная часть занимает 8 минут. В неѐ входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения. Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: – артикуляционную (логопедическую) гимнастику; – чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; – пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики; – упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; – вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; – фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания; – песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; – музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма; – музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; – коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения; – упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. 1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы Цель: совершенствование физического и психического развития детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений. Задачи: Музыкальное развитие: Развитие чувства ритма; Развитие координации между словом (пением) и движением; Развитие координации при музыкальном движении; Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных; Формирование музыкально эстетических представлений ребѐнка; Речевое развитие: Развитие координации между словом и движением; Развитие правильного дыхания; Стимуляция речевого развития; Развитие артикуляционно-речевого аппарата; Слухоречевое развитие; Систематизация «словаря» детей. Формировать развитие функций и форм речи; Всестороннее развитие: Развитие интеллекта; Развитие слухового внимания; Развитие памяти и навыка понимания смысла предлагаемых заданий; Формирование способности преодолевать трудности; Развитие эмоциональной отзывчивости; Развитие «творческого Я» ребѐнка; Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе; Физическое развитие: Укрепление физической формы ребѐнка; Овладение двигательными навыками; Формирование у детей ощущения границ своего тела; Развитие умения контролировать свой мышечный тонус; Развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей. 1.3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы поддержки разнообразия детства - сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ) и детей; уважения к личности ребенка; реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры; построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; принцип интеграции содержания дошкольного образования; принцип наглядности; принцип заинтересованности; принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития; принцип учета особенностей высшей нервной деятельности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; принцип всестороннего воздействия; принцип комплексности и поэтапности. принцип научности, подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками; принцип системности, логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц; принцип последовательности, каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы; принцип учета уровня развития ребѐнка, Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. принцип повторений умений и навыков, в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы; принцип отбора лингвистического материала, правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции, удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков; принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания, главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности; принцип активного обучения, на занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку; принцип результативности, получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. 1.4.Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста 3-4 года Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности. Выражает желание делать всѐ по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения. Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому. Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки. Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое. Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл. Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве. В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия. 4-5 лет В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми. В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. 1.5.Планируемые результаты освоения рабочей программы О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели: сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата; способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической; воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 1.6. Мониторинг (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. ΙI.Содержательный раздел 2.1.Комплексно-тематическое планирование. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения) автор М.Ю.Картушина №п\п Название занятия 1 Дудочка 2 Про то, как рыжий кот у бабушки живет 3 Кот и пес 4 Чудесное яблоко 5 Яблонька 6 Как растили капусту 7 Заяц в огороде 8 День рождения зайчика 9 Домик для воробья 10 Домок- теремок 11 Приближается зима 12 Зимовье зверей 13 Мельник и медведь 14 Медвежонок Мишутка 15 Серебряный ключик 16 Новогодняя елка месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 17 Снеовик 18 Новогодняя елка в лесу 19 Помогите птицам 20 Кукла Аня 21 Новоселье у куклы 22 Поезд игрушек 23 Парад игрушек 24 Иван Иваныч Самоварыч 25 У меня полно хлопот 26 Как козлик маму искал 27 Паравозик из Ромашково 28 Зайкина шубка 29 Храбрый цыпленок 30 Мамы и малыши 31 Как Петушок утро 32 Прогулка в весеннем лесу 33 Дела много у зверей 34 Чей это домик 35 36 Пароходик Дуся ехала на дачу Январь Февраль Март Апрель Май КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 год обучения) автор М.Ю.Картушина №п\п Название занятия 1 Цыпленок и его семья 2 История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали 3 Белая козочка 4 У кошки день рождения 5 Лесные звезды 6 Зайка – огородник 7 Любимое кушанье 8 Дорога на мельницу 9 Верные друзья 10 Сказка про зайцев 11 Круглый год 12 Времена года 13 Про Мурочку- Мурысоньку 14 Мурка в огород собирается 15 Как Мурочка Деда Мороза будила 16 Дед Мороз 17 Снегурочка на новогодней елке в лесу 18 Волчья песня месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 19 Петушок 20 Лисичка со скалочкой 21 Петух да Собака 22 Бременские музыканты 23 Возьми меня с собой 24 А что у вас? 25 Вот так мастера! 26 Как стать большим 27 Даша и Маша 28 Горшочек каши 29 Как мышонок стал трудолюбивым 30 Сказка про Бурого Мишку и Мышку- вертушку 31 Чьи это ушки? 32 История о том, как мышата помогли Зайчонку свой домик найти. 33 Красный фонарик 34 Колесо 35 Бычок - смоляной бочок 36 Коза - обманщица Февраль Март Апрель Май 2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей. В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребѐнка; открытость Учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье Формы работы с родителями: Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения); Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях); Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей; Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы). Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе; Оформление информационных стендов для родителей. ΙII. Организационный раздел 3.1. Развивающая предметно-пространственная среда Музыкально - спортивный зал; наличие спортивного оборудования, инвентаря, нетрадиционного оборудования (гимнастическая скамья, мячи, обручи, канат, кегли, погремушки, скакалки, мячи «ѐжики»); наличие разнообразных картинок, дидактического материала, игрушек для сюрпризных моментов, зонтов, шляп, султанчиков; шапочек – масок, кукольного театра, шумовых инструментов; наличие звуковоспроизводящей аппаратуры, аудиозаписей, детские музыкальные инструменты, шумовые игрушки, массажные и резиновые разноцветные мячики, шарики Су-Джок, природный игровой материал ( камешки Марблс, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, шишки). Приложение№1 Мониторинг по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе Критерии мониторинга: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу. Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) № Фамилия, п/ имя п ребенка Слуховое Восприятие и внимани воспроизведен е ие ритма Ориентиров а-ние в пространст ве Состояни е общей моторик и Состояни е мелкой моторик и Сентяб рь Май Сентяб рь Май Май Сентяб рь Май Сентяб рь Сентяб рь Май. Показатели развития детей. Образовательные области и направления организации жизнедеятельности детей РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Овладение речью как средством общения и культуры Показатели развития ребѐнка • Участвует в коллективных разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения. • Пересказывает литературное произведение без существенных пропусков. Выразительно читает заученные произведения • Понимает авторские средства выразительности, использует их в собственном рассказе. • Использует осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения. • Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением. • Имеет чистое и правильное звукопроизношение. • Осуществляет звуковой анализ слова (четырѐх - пятизвуковые слова). • Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове. • Пользуется способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами. • Использует самостоятельно грамматические формы для точного выражения мыслей. • Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации. • Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении. • Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании Обогащение активного • Знает 2—3 программных стихотворения, словаря в процессе 2—3 считалки, 2—3 загадки. восприятия • Называет жанр произведения. художественной • Драматизирует небольшие сказки, читает литературы по ролям стихотворения. • Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. • Придумывает загадки, сравнения к образам прочитанных произведений. • Самостоятельно включается в игру драматизацию ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Развитие детей в процессе • Называет элементарные музыкальные овладения музыкальной термины и использует их в собственной деятельностью самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома. • Оценивает, различает и высказывается о жанрах (песня, марш, танец). • Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаѐт детские музыкальные инструменты. • Ориентируется в сфере спектра немузыкальных звуков, умеет выделять звук из окружающей действительности (голосов природы), анализирует звуковую реальность. • Поѐт с аккомпанементом, чѐтко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по показу педагога. • Поѐт без сопровождения «по цепочке» друг за другом по фразам. • Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру звучащей музыки Развитие детей в процессе • Включается в творческий процесс, развивает овладения внимание к особенностям исполнения роли. театрализованной • Погружается в музыкально-двигательную деятельностью среду с целью развития пластичности и выразительности тела, понимания его возможностей. • Сопереживает и подражает образу. • Осознаѐт себя в мире цвета, звука, движения ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Овладение двигательной деятельностью • Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость, направление, координируя движения рук и ног. • Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.