1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Занимательная азбука»: социально-гуманитарная, вид деятельности –
обучение чтению, подготовка к школе.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и
локальных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 06 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
- Устав МАДОУ – детский сад № 459.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 5 до 6 лет, без предварительной
подготовки, без разделений по гендерной принадлежности.
Актуальность программы:
Программа составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и
приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в
большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями
вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения,
2
учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для
жизни современному человеку.
Программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на
создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию,
интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья
через использование технологий здоровьесбережения.
Программа в занимательной форме знакомит детей с буквами русского алфавита,
представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям
эффективнее запомнить графический образ буквы, а также способствуют развитию
мелкой моторики, графомоторных навыков и зрительно-двигательной координации.
Реализация программы дополнительного образования «Занимательная азбука»
способствует развитию у воспитанников дошкольного учреждения фонематического
слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при
произношении звуков речи; закреплению представлений обо всех буквах русского
алфавита.
Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных
умений и навыков: чтения, фонематического слуха, графики письма, но также особое
внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей
детей.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в последние годы
возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей
дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму
занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе
реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование,
штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие
слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги и т.д.
Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что
способствует развитию мышления и речи. Программа носит развивающий характер, не
допускает дублирования программ первого класса; инвариативна и готовит к любой
системе школьного образования
Уровень освоения программы – общекультурный
Объем и срок освоения программы – 36 часов, 36 дней
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
Обучающие:
• Познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение»
Познакомить с буквами русского алфавита.
• Развивать фонематические функции.
• Формировать умение к слоговому и слитному способам чтения.
• Способствовать формированию устойчивого интереса к учебным занятиям.
• Работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.
• Начать работу по подготовке детей к письму.
• Расширять кругозор; Формировать лингвистические понятия.
3
Развивающие:
• Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать
звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
• Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
• Способствовать развитию и формированию мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе
формирования фонематических функций (анализ, синтез и представления)
Воспитательные:
• Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих
• Воспитывать ответственность, дисциплину, самоконтроль, коммуникативные
навыки;
• Формировать мотивацию к познавательной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные
- Обучающийся научится общим умственным действиям (анализу, синтезу,
сравнению, установлению причинно-следственных связей, абстрагированию,
обобщению, классификации),
- Получит представление о звуковой системе языка;
- Научится складывать и читать слоги и слова;
- Освоит написание в ограниченном пространстве разнообразные линии, элементы
букв, буквы. Метапредметные
- Освоит элементы логического мышления
- Освоит базовые аспекты эвристических методов познавательной деятельности Выработает способность к рефлексии и самооценке - Освоит
ключевые
коммуникативные компетенции: Личностные
- Будет проявлять устойчивую мотивацию к занятиям.
- Идентифицирует себя членом творческого объединения.
- Умеет соотносить теоретические знания и практические действия.
- Умеет адекватно оценивать результаты деятельности.
- Овладеет навыками слушания и выполнения требований педагога, работать в
коллективе, самостоятельно; организовать своё рабочее место, работать с книгой,
тетрадью, раздаточным материалом
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации программы- русский язык.
Форма обучения – очная.
4
Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе
принимаются дети с 5 до 6 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей и
заявки родителей. Количество детей в группе: не более 15 человек.
Форма организации и проведения занятий:
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы занятия:
Игровая ситуация
Просматривание тематических презентаций (мультипликационных сюжетов)
Дидактическая игра
Проблемная ситуация
Рассматривание презентаций, иллюстраций, пооперационных карт, картографов
Конструирование (самостоятельная деятельность, работа в командах)
Исследовательская деятельность
Интегративная деятельность
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
Подгрупповые, включающие в себя совместные действия, общение, взаимопомощь
в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач.
Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося
(подгруппы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав подгруппы
может меняться в зависимости от цели деятельности).
индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Особенности организации образовательного процесса:
Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности,
обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными,
творческими видами деятельности.
Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по
интересам и желанию детей. При реализации Программы педагог:
• продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
учит детей правильно переживать позицию успеха и не успеха;
• осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных
педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это
делаю»;
• сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
• планирует
образовательные
ситуации,
обогащающие
практический
и
познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
• наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей;
сотрудничает с родителями.
Модели организации образовательного процесса при реализации Программы:
• Занятия. Специально организованная деятельность педагога с детьми.
5
•
Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие
совместные игры, творческие мероприятия, проектная деятельность.
• Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех
видов детской деятельности по интересам и желанию детей.
• Каждое занятие программы включает в себя несколько этапов:
Знакомство с символом звука.
Знакомство с буквой;
Речевой материал про букву, на какие предметы окружающего мира похожа.
Развитие фонематических процессов, фонематического анализа и синтеза (игры и
упражнения.
Физкультминутка, игры на развитие мелкой моторики руки, артикуляторного
аппарата.
Развитие графо-моторных навыков (прописывание печатной буквы в тетради;
конструирование буквы из различных материалов, рисование буквы на световой
песочнице…).
Раскрашивание картинок, начинающихся на изучаемую букву.
Чтение.
Итог занятия.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Реализацию программы осуществляет
педагог,
имеющий
профессиональное педагогическое образование.
Материально-техническое обеспечение программы:
• Групповое помещение (кабинет)
• Компьютер, ноутбук
• Проектор, доска
• Магнитная доска
• Столы, стулья (по росту и количеству детей).
• Рабочие тетради;
• Прописи;
• Наглядные дидактические пособия;
•
Наборы букв Мультимедийные презентации (подборка тематических фрагментов
мультфильмов)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Названиераздела, темы
1
Вводное занятие
Речь письменная и устная.
Звуки речи. Слова, слоги.
Количествочасов
Всего
1
Теория
0,5
Формыконтроля
Практика
0,5
Входящий
(наблюдение,
диагностика)
6
2
Гласный звук [а];
буква А, а.
1
0,25
0,75
3
Гласный звук, [у];
буква У, у.
1
0,25
0,75
4
Гласный звук, [о]; буква
О,о
1
0,25
0,75
5
Согласные звуки [м], [м']; 1
буква М, м
0,25
0,75
6
Согласные звуки [с], [с']; 1
буква С, с
0.25
0,75
7
Учимся соединять буквы.
Читаем буквы, читаем
слоги. Читаем слитно.
Согласные звуки [х], [х'];
буква Х, х
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
9
Согласные звуки [р], [р']; 1
буква Р, р
0,25
0,75
10
Согласный звук[ш];
буква Ш,ш
1
0,25
0,75
11
Гласный звук, [ы]; буква
ы
1
0,25
0,75
12
Согласные звуки [л], [л']; 1
буква Л, л
0,25
0,75
13
Согласные звуки [н], [н']; 1
буква Н, н
0,25
0,75
14
Согласные звуки [к], [к']; 1
буква К, к
0,25
0,75
15
Согласные звуки [т], [т'];
буква Т, т
1
0,25
0,75
16
Гласный звук [и];
Буква И, и
1
0,25
0,75
8
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,диаг
ностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
7
17
18
Согласные звуки [п], [п']; 1
буква П, п
0,25
0,75
Согласные звуки [з], [з'];
0,25
0,75
1
буква З, з
19
Согласный звук [й']; буква 1
Й, й
0,25
0,75
20
Согласные звуки [г], [г'];
буква Г, г
1
0,25
0,75
21
Согласные звуки [в], [в'];
буква В, в
1
0,25
0,75
22
Согласные звуки [д], [д']; 1
буква Д, д
0,25
0,75
23
Согласные звуки [б], [б']; 1
буква Б, б
0,25
0,75
24
Согласный звук [ж];
буква Ж, ж
1
0,25
0,75
25
Гласный звук [э];
Буква Э, э.
1
0,25
0,75
26
Гласная буква Е, е.
1
0,25
0,75
27
Буква ь.
1
0,25
0,75
28
Гласная буква Я, я.
1
0,25
0,75
29
Гласная буква Ю, ю.
1
0,25
0,75
30
Буква Ё, ё.
1
0,25
0,75
31
Согласный звук [ч'];
Буква Ч, ч
1
0,25
0,75
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
8
32
Согласный звук [ц];
Буква Ц, ц
1
0,25
0,75
33
Согласные звуки [ф], [ф']; 1
буква Ф, ф
0,25
0,75
34
Согласный звук
буква Щ, щ
[щ']; 1
0,25
0,75
35
Буква ъ.
1
0,25
0,75
36
Итоговое
занятие.
Закрепление полученных
на протяжении всего
курса обучения умений и
навыков чтения.
Итого
1
0,25
0,75
36
9.25
26,75
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий
(наблюдение,
диагностика)
Итоговый
(наблюдение,
диагностика)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
Обучающие:
• Познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение»
Познакомить с буквами русского алфавита.
• Развивать фонематические функции.
• Формировать умение к слоговому и слитному способам чтения.
• Способствовать формированию устойчивого интереса к учебным занятиям.
• Работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.
• Начать работу по подготовке детей к письму.
• Расширять кругозор; Формировать лингвистические понятия.
Развивающие:
• Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать
звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
• Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
• Способствовать развитию и формированию мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе
формирования фонематических функции (анализ, синтез и представления)
Воспитательные:
9
•
•
•
Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих
Воспитывать ответственность, дисциплину, самоконтроль, коммуникативные
навыки;
Формировать мотивацию к познавательной деятельности
Содержание программы
№ п/п
Тема занятия
Цель занятия
1
Подготовка
дошкольников к
Вводное занятие.
восприятию звуков
Речь письменная и
и букв русского
устная. Звуки речи.
языка;
Слова, слоги.
формирование
мотивации к
занятиям
2
Гласный звук IаI;
буква А, а.
Знакомство
и
формирование
представления о
букве А
Программное содержание
Теория: Сказка «В стране звуков и
букв»
Практика:
Упражнения
на
развитие
речевого
и
фонематического
слуха
дошкольников.
Соотнесение звука и буквы, слова и
слога.
Игра: «Чем угостить гостей», «Найди
звук», «Сосчитай слоги», «Этажи»
Контроль:
Педагогическое
наблюдение,
контроль
качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про А.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Игры на умение ориентироваться на
странице.
Выкладывание букв из палочек, лепка
из пластилина.
Игра «Самый внимательный»
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
10
3
Гласный звук, IуI;
буква У, у.
Знакомство и
формирование
представления о
букве У
4
Гласный звук IоI,
буква О, о.
Знакомство и
формирование
представления о
букве О
5
Согласные звуки
IмI, Iм’I; буквы М,
м.
Знакомство и
формирование
стойких
представлений о
букве М.
Теория: Сказка про У.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Развитие графомоторных навыков
«Страус».
Выкладывание букв из палочек, лепка
из пластилина.
Игра «Нитки перепутались»
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про О.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Ориентировка на листе бумаги.
Выкладывание букв из палочек, лепка
из пластилина.
Игра «Самый внимательный»
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про М.
Практика: Упражнения на развитие
фонематических представлений.
Закрепление правильной артикуляции
звуков.
Выкладывание букв из палочек.
Игры «Чудесным домик». «Магазин»
Работа с «Букварём» (с. 7) и в
тетрадях. Контроль: Педагогическое
наблюдение,
контроль
качества
выполнения заданий.
11
6
Согласные звуки IсI
,Iс’I; буквы С, с.
7
Учимся соединять
буквы. Чтение
буквы, чтение
слогов: УА, АУ.
Соединяем буквы,
читаем слоги: АМ,
УМ, УА, АУ, АС,
УС, ОС.
Читаем слитно:
МА, МУ, МО, СА,
СУ, СО, АС, ОС,
УС, АМ, ОМ, УМ.
Определение
слогов в словах.
Звуковой анализ
слогов. Деление
слов на слоги,
определение слогов
в словах.
Предложение.
Деление
предложения на
слова.
Выкладывание
слов: сам, сама.
8
Согласные звуки
IхI, Iх’I; буквы Х, х.
Чтение слогов и
слов. Звуковой
анализ слова:
МУХА.
Составление
предложений со
словом СУХО.
Теория: Сказка про С.
Практика: Упражнения на развитие
фонематических представлений.
Закрепление правильной артикуляции
звуков.
Выкладывание букв из палочек.
Игры «Поймай букву», «Чашка,
блюдце или коробочка».
Работа с «Букварём» (с. 8) и в
тетрадях. Контроль: Педагогическое
наблюдение,
контроль
качества
выполнения заданий.
Формирование
Теория: Сказка «Мост через речку
умения соединять
Нечитайку»
буквы, читать слоги. Практика: Соединение букв А У, У
Совершенствование А. Чтение сочетаний АМ, УМ, УА,
артикуляционной
АУ, АС, ОС, УС.
моторики, развитие Чтение слогов МА, МУ, МО, СА,
интонационной
СУ, СО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ.
стороны речи.
Работа с «Букварём» (с. 14-16) и в
Развитие внимания, тетрадях.
памяти, мышления, Чтение слогов и слов МА-МА, САречи, навыков
МА, САМ, СОМ, О-СА, СМА,
звукового анализа и СМО, СМУ. Выкладывание слов из
синтеза слоговых
разрезной азбуки; составление
сочетаний.
предложений с заданным словом,
Закрепление
раскрашивание картинок на
умения и навыков
определенную букву. Упражнения
звукового анализа
на нахождение определенного звука
слогов, деления
в слове. Игры со слоговыми
слов на слоги,
таблицами и «чудесным домиком».
предложений на
Печатание слогов.
слова.
Работа с «Букварём» (с. 17) и в
тетрадях. Контроль: Педагогическое
наблюдение,
контроль
качества
выполнения заданий.
Знакомство и
формирование
стойких
представлений о
букве С.
Знакомство
со
звуками IхI, Iх’I, с
их графическим
обозначением –
буквой Х.
Теория: Сказка про Х.
Практика: Игры и упражнения на
развитие фонематического
восприятия, закрепление верного
произношения звуков,
выкладывание букв из палочек,
определение места звука в слове.
Печатание слогов. Работа с
«Букварём» (с. 18-19) и в тетрадях.
12
Игры «Смешные человечки»,
«Волшебные превращения»..
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
9
Согласные звуки
IрI, Iр’I; буквы Р, р.
Заглавные буквы,
слова с этими
буквами.
Обучение синтезу
слоговых
сочетаний,
содержащих звуки
IрI, Iр’I.
Теория: Сказка про Р.
Практика: Игры и упражнения на
развитие фонематического
восприятия, закрепление верного
произношения звуков,
выкладывание букв из палочек,
определение места звука в слове.
Игры: «Удачливый рыболов»,
«Найди пару» (прописные и
строчные буквы) Работа со
слоговыми таблицами. Работа с
«Букварём» (с. 20-21) и в тетрадях.
Контроль:
Педагогическое
наблюдение,
контроль
качества
выполнения заданий.
10
Согласный звук
IшI, всегда
твердый; буквы Ш,
ш. Составление
предложений из
трех слов.
Дифференциация
звуков и букв С, Ш.
Чтение и
составление слогов
по разрезной
азбуке.
Формирование
представления о
звуке и букве Ш.
Теория: Сказка про Ш.
Практика: Игры и упражнения на
определение места звука в слове.
Игра «Найди букву». «Домино»
(буквакартинка)
Работа со слоговыми таблицами и
«чудесным домиком».
Чтение слов СА-ША, МАРШ, ХОРОШО, ХО-РОШ, СУ-ША, МА-ША,
ШАР, ХОР, ШУМ, САМ; отчетливое
произнесение слогов. Печатание
слогов. Работа с «Букварём» (с. 22-23)
и в тетрадях.
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
13
11
Гласный звук IыI;
буква ы. В русском
языке нет слов,
которые
начинаются на Ы.
Звуковой анализ
слов МИШКА,
МЫШКА.
Знакомство
дошкольников с
буквой Ы.
12
Согласные звуки
IлI, Iл’I; буквы Л, л.
Точка.
Схема
предложений.
Дифференциация
звуков и букв Л, Р.
Знакомство детей
со звуками IлI, Iл’I,
обозначаемым их
графическим
Чтение
и
составление слогов
по
разрезной
азбуке.
символом – буквой
Л.
13
Упражнять в
умении
дифференцировать
звуки и буквы,
работать с
разрезной азбукой.
Согласные звуки
Знакомство со
IнI, Iн’I; буквы Н, н. звуками IнI, Iн’I;
Звуковой анализ
буквой Н.
слов. Ударный слог.
Теория: Сказка про Ы. Практика:
Игры на развитие фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из палочек, лепка
из пластилина, поиск на зашумленной
картинке.
Понимание смысла прочитанного.
Печатание слогов.
Работа с «Букварём» (с. 24).
Игры «Странные буквы», «Рыбки»
Контроль:
Педагогическое
наблюдение,
контроль
качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Л.
Практика: Упражнения на развитие
фонематического восприятия,
закрепление верного произношения
звуков.
Игры «Фигурки», «Животные».
Выкладывание букв из палочек,
определение места звука в слове.
Печатание слогов.
Чтение слов ЛУ-ША, ЛА-РА, РОМА, ЛО-РА, СЛУХ, МЫ-ЛО, СЫРО и др. Учить отвечать на вопросы
по прочитанному тексту.
Работа с «Букварём» (с. 25-27).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Н.
Практика: Упражнения на развитие
фонематических представлений,
закрепление правильной
артикуляции изучаемых звуков,
нахождение определенного звука в
слове, выкладывание букв из
палочек, постановку ударения. Учить
отвечать на вопросы по
прочитанному тексту. Игры
«Старичок-лесовичок»,
«Отправляемся в гости».
Работа с «Букварём» (с. 28-30).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
14
14
Согласные звуки
IкI, Iк’I; буквы К, к.
Большая буква в
именах, начале
предложений.
Словесное
ударение.
Формирование
представления о
звуках IкI, Iк’I,
букве К;
способствовать
развитию интереса
и способностей к
чтению.
15
Согласные звуки
IтI, Iт’I; буквы Т, т.
Знакомство со
звуками IтI, Iт’I,
соответствующим
этим звукам
графическим
символом.
16
Гласный звук IиI;
буквы И, и.
Звуковой анализ
слогов: МЫ-МИ,
РЫ-РИ, СЫ-СИ,
ТЫ-ТИ.
Составление
предложения со
словом И.
Формирование
представления о
звуке IиI,
Теория: Сказка про К.
Практика: Упражнения на
вычленение словесного ударения,
определение его места в словах.
Игры на нахождение определенного
звука в слове, выкладывание букв из
палочек. Работа с «чудесным
домиком», кубиками.
Игры «Бусы», «Что напутал Винтик».
Работа с «Букварём» (с. 31-32).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Т.
Практика: Упражнения на развитие
фонематического восприятия,
закрепление верного произношения
звуков, умение ориентироваться на
странице книги.
Игры «Найди букву», «Многоэтажные
дома», «Лабиринты»
Выкладывание букв из палочек.
Работа с «Букварём» (с. 33) и
кубиками.
Контроль:
Педагогическое
наблюдение,
контроль
качества
выполнения
заданий.
Теория: Сказка про И.
Практика: Игра «Найди верную
букву». «Рассеянный почтальон»
знакомство с буквой Чтение слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ,
И.
СЫСИ, ТЫ-ТИ.
Работа с разрезной азбукой,
раскрашивание картинок на
определенную букву.
Печатание слогов.
Упражнение на составление
предложения с союзом И.
Работа с «Букварём» (с. 3436) и «чудесным домиком».
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
15
17
Согласные звуки
IпI, Iп’I; буквы П, п.
Формирование
представления о
звуках IпI, Iп’I, их
графическим
обозначением.
18
Согласные звуки
IзI, Iз’I; буквы З, з.
Согласные звонкие
и глухие звуки.
Дифференциация
звуков и букв З, С.
Знакомство с
новыми звуками
IзI, Iз’I,
обозначаемой их
буквой З. Развитие
интонационной
стороны речи,
совершенствование
артикуляционной
моторики.
19
Согласный звук
Iй’I; буквы Й, й.
Совершенствование
навыков чтения.
Знакомство
дошкольников со
звуком и буквой Й.
Теория: Сказка про П.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков, понимание
смысла прочитанного.
Игры «Осьминожка», «Путь домой»,
«Раскрась гирлянду».
Печатание слогов.
Работа с «Букварём» (с. 37-38) и в
тетрадях.
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про З.
Практика: Упражнения на
развитие фонематических
представлений, закрепление
правильной артикуляции
изучаемых звуков, понимание
смысла прочитанного. Печатание
слогов.
Чтение слов КО-ЗА, КО-СА, РО-ЗА,
КО-СЫ,
РО-СЫ,
У-ЗО-РЫ;
отчетливое произнесение слов.
Игры «Звездное небо», «Обезьянка»,
«Найди лишнее слово».
Работа с «Букварём» (с. 39-41) и в
тетрадях.
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Й.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из палочек.
Игра на нахождение определенного
звука в слове.
Игры «Прятки», «Образуй слово»,
«Фокусник»
Печатание слогов.
16
20
Согласные звуки
IгI, Iг’I; буквы Г, г.
Работа с
предложением.
Вопросительные
предложения.
Научить детей
различению звуков
IгI и Iг’I, закрепить
представление о
букве Г.
21
Согласные звуки
IвI, Iв’I; буквы В, в.
Чтение
и
составление слогов
по
разрезной
азбуке.
Обучение
дошкольников
различению звуков
IвI, Iв’I. Знакомство
с буквой В.
Работа с «Букварём» (с. 42-44).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Г.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из палочек.
Игра на нахождение
определенного звука в слове.
Учить отвечать на вопросы по
прочитанному тексту. Освоение
интонации вопросительных
предложений.
Игры «Узнай грибок», «Путешествие
в джунгли»
Печатание слогов.
Работа с «Букварём» (с. 45-46) и со
слоговыми таблицами.
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про В.
Практика:
Упражнения
закрепление
правильной
артикуляции изучаемых звуков
Чтение и составление слогов по
разрезной азбуке. Печатание слогов.
Раскрашивание картинок на
определенную букву.
Игры «Запомни нужное слово»,
«Найди картинку»
Работа с «Букварём» (с. 47) "
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
17
22
23
24
Согласные звуки
IдI, Iд’I; буквы Д, д.
Сопоставление
звуков и букв Д-Т.
Закрепление
понятий слог, слово,
предложение.
Печатание слогов.
Обучение
дошкольников
различению звуков
IдI, Iд’I.
Знакомство с
буквой Д.
Согласные звуки
IбI, Iб’I; буквы Б, б.
Печатание слогов.
Дифференциация
звуков и букв Б-П.
Чтение и
составление слогов
по разрезной
азбуке.
Формирование
представления о
звуках IбI, Iб’I;
знакомство
с
буквой
Б.
Упражнять
в
умении
дифференцировать
звуки и буквы,
составлять слоги,
работать
с
разрезной азбукой.
Согласный звук IжI,
всегда твёрдый;
буквы Ж, ж.
Сопоставление
звуков и букв.
Правило написания
и прочтения
сочетаний – ЖИ,
ШИ.
Дифференциация
звуков и букв Ж, З,
Ш.
Чтение
и
составление слогов
по
разрезной
азбуке.
Сформировать
представления о
звуке и букве Ж.
Упражнять в
умении
дифференцировать
звуки и буквы,
работать с
разрезной азбукой.
Дифференциация
звуков
Теория: Сказка про Д.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков. Игра «Найди
букву». Чтение и составление слогов
по разрезной азбуке. Печатание
слогов. Игры
Работа с «Букварём» (с. 51-52).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Б. Практика:
Упражнения на
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Игры «Найди букву», «Чаепитие»,
«Ромашка»
Чтение и составление слогов
по
разрезной
азбуке.
Печатание слогов.
Чтение и составление слогов БАЛ-КА,
ПАЛ-КА, БЫ-ЛИ, ПЫ-ЛИ.
Работа с «Букварём» (с. 53-57)
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Ж.
Практика:
Упражнения на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков посредством игр
и упражнений.
Игры
«Корабли»,
«Хлопни,
топни»,.
Раскрашивание
картинок
на
определенную
букву.
Чтение и составление слогов по
разрезной азбуке.
Выкладывание букв из палочек.
Работа над пониманием
прочитанного. Работа с «Букварём»
(с. 58-60).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
18
25
Гласный звук IэI;
буквы Э, э.
Формирование
представлений у
детей о звуке и
букве Э.
Теория: Сказка про Э.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из пластилина.
Игра «Найди меня», «Следопыты».
Работа с разрезной азбукой.
Работа с «Букварём» (с. 84) и
слоговыми таблицами.
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий
26
Буквы Е, е.
Звуковой анализ
слов с буквой Е.
Печатание слогов.
Знакомство детей
со звуком [jэ] и
буквой Е.
27
Буква
Ь
–
показатель
мягкости в конце
слога или слова.
Работа с разрезной
азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,
УГОЛ-УГОЛЬ.
Формирование
стойких
представлений у
Теория: Сказка про Е.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Игры «Собери малину», «Узнай
букву2 Выкладывание букв из
палочек.
Печатание слогов.
Работа с «Букварём» (с. 61-63).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Ь.
Практика: Выкладывание букв из
палочек.
дошкольников о
букве Ь.
Игры «Найди мягкий знак», «Измени
словечко», «Поставь автомобиль в
гараж»
Печатание слогов.
Работа с «Букварём» (с. 64-67).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
19
28
Буквы Я, я.
Звуковой анализ
слов с буквой Я.
Анализ слогов с
буквой Я: МА-МЯ,
ЛА-ЛЯ, БА-БЯ.
Печатание слогов.
Чтение текстов с
буквой Я.
Формирование
представлений у
детей о звуке [jа]
и букве Я; развитие
навыка
самоконтроля
и
самооценки.
Закрепление
умения
читать
тексты,
совершенствовать
артикуляционную
моторику,
отчетливо
произносить слова,
развивать
интонационную
сторону речи.
29
Буквы Ю, ю.
Анализ слогов с
буквой Ю: ТУ-ТЮ,
СУ-СЮ, ДУ-ДЮ.
Печатание слогов.
Обучение детей
различению
звука[jу] и буквы
Ю,
синтезу
слоговых
сочетаний,
содержащих этот
звук.
30
Буквы Ё, ё.
Звуковой анализ
слов с буквой Е.
Печатание слогов.
Дифференциация
звуков и букв Е-Ё.
Чтение текста.
Знакомство
со
звуком[jо]
и
буквой
Ё.
Упражнять
в
умении
дифференцировать
звуки и буквы,
составлять слоги;
формирование
навыка
самоконтроля
и
самооценки.
Теория: Сказка про Я.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из палочек.
Игра «Найди букву», «Зазеркалье»,
«зачеркни неверное»
Печатание слогов, выполнение
звукового анализа.
Работа с «Букварём» (с. 68-71).
Чтение текстов «Зоя, Ваня»,
«Наша семья», «Дикая яблоня»,
«Наша яблоня».
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Ю.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из палочек и
пластилина. Игра «Найди букву»,
«Собери в корзинку»
Печатание слогов, их звуковой
анализ.
Работа с «Букварём» (с. 72-73).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Сказка про Ё.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из палочек и
пластилина. Игра «Кто больше»,
«Ёлочки», «Ёжик»
Печатание слогов, их звуковой
анализ. Работа с «Букварём» (с. 7479).
Чтение текстов «Кот Буся и дождь»,
«Ёж
и
кот»
с
отчетливым
произнесением слов в тексте.
20
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
31
Мягкий согласный
звук Iч’I; буквы Ч,
ч. Звуковой анализ
слов (стр. 80-81).
Дифференциация
звуков и букв Ч, Ш,
С, Ть. Чтение
текста (стр. 82-83).
Формирование
представлений о
звуке и букве Ч.
Обучение синтезу
слоговых
сочетаний,
содержащих
изучаемый звук.
Упражнять в
умении
дифференцировать
звуки и буквы,
составлять слоги,
закреплять навыки
в работе с текстом.
Теория: Сказка про Ч.
Практика:
Упражнения
на
развитие
фонематических
представлений,
закрепление
правильной
артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из палочек.
Игра «Словечки», «Помоги
Черепахе найти ключик»,
«Домики для букв». Чтение текста
«Чайник-начальник» с
отчетливым произнесением слов.
Работа с «Букварём» (с. 80-83).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
32
Согласный звук IцI;
буквы Ц, ц.
Знакомство детей
со звуком и буквой
Ц. Упражнять в
умении
дифференцировать
звуки и буквы,
составлять слоги.
Теория: Сказка про Ц.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков.
Выкладывание букв из пластилина.
Игра «Буквы из верёвочки»,
«Лабиринты» Работа с разрезной
азбукой.
Работа с «Букварём» (с. 85-87).
Чтение текстов «Подарок», «Зиме
конец», «Весеннее солнце» с
отчетливым произнесением слов.
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий
Дифференциация
звуков и букв Ц, Ч,
С. Чтение текста.
21
33
Согласные звуки
IфI, Iф’I; буквы Ф,
ф.
Печатание
слогов.
Знакомство со
звуками IфI и Iф’I,
с обозначаемой их
буквой Ф.
Теория: Сказка про Ф.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков.
Игры
«Фонтан
из
буковок», «Кроссворд»,
«Ребусы»
Печатание
слогов.
Чтение текстов «Светофор», «Свинья
Фефела».
Работа с «Букварём» (с. 88-89).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий
34
Согласный звук
Iщ’I; буквы Щ, щ.
Дифференциация
звуков и букв Щ, Ч,
С. Чтение текста.
Обучение
дошкольников
синтезу слоговых
сочетаний,
содержащих звук
Щ.
Теория: Сказка про Щ.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков.
Игры
«Простые
предложения»,
«Собери бусы», «Прятки» Печатание
слогов.
Чтение текстов «Три щетки», «Про
маленького щенка».
Работа с «Букварём» (с. 90-92).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий
35
Буква Ъ –
показатель
твердости.
Печатание слогов.
Алфавит.
Формирование
стойких
представлений у
дошкольников о
букве Ъ.
Теория: Сказка про Ъ.
Практика: Упражнения на
закрепление правильной артикуляции
изучаемых звуков.
Игры «Сел и съел», «Измени
букву», «Ваза с леденцами»
Чтение текстов.
Игра «Найди букву».
Работа с «чудесным домиком».
Работа с «Букварём» (с. 93-95).
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий
Знакомство с
алфавитом.
22
36
Итоговое занятие
Закрепление
полученных на
протяжении всего
курса обучения
умений и навыков
чтения.
Теория: Сказка «В гостях у
дедаБуквоеда».
Закрепление
пройденного материала
Практика: Игры и упражнения:
ребусы, мнемотаблицы, логические
задания, задания на звуко-слоговой
разбор слова, схемы предложений.
Игра—викторина «В стране
выученных уроков»
Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества
выполнения заданий
23
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная азбука" для детей
дошкольного возраста 5-6 лет спроектирована в соответствии с тремя научными подходами,
являющимися методологией ФГОС ДО:
• культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).
деятельностный подход (А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В.
Давыдов).
• личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец).
Дополнительная программа строится на основе следующих принципов:
• Принцип индивидуальности: педагогу необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребёнка. Задания подбираются в соответствии с возможностями
и потребностями детей, с учетом их интересов.
• Принцип обучения деятельности. Главная задача – это организация такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое
путем решения доступных проблемных задач.
• Принцип доступности: игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью
и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно
влияет на процесс обучения грамоте.
• Принцип развития: целостное развитие личности ребенка и готовность личности к
дальнейшему развитию.
• Принцип
психологической комфортности:
предполагает
психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,
создание условий для самореализации.
• Принцип системности: работа должна проводиться систематически, весь учебный
год, при гибком распределении программного материала в течение месяца.
• Принцип адресного подхода: учет индивидуальных особенностей детей группы.
• Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно,
в определенной системе.
Принцип наглядности: широкое представление
соответствующей изучаемому материалу наглядности.
• Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Педагогические технологии
Беседа
Игры
Ролевые игры (деловые)
Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
Системы последовательных заданий
Демонстрация
Упражнение с объяснением и исправлением ошибок
24
Метод многократного повторения «делай как я» Методы обучения:
• Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, картографы, плакаты, наборное
полотно)
• Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры, викторины)
• Частично-поисковые (беседы, игры…)
• Исследовательские (рисунки)
Современные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающие
• Игровые технологии
• Технологии коллективного творчества
• Информационно коммуникативные технологии
• Личностно – ориентированное обучение
Наглядные средства обучения:
• Дидактические игры
• Игрушки
• Иллюстрации
• Раздаточный и изобразительный материал
• Рабочие листы с заданиями
• Презентации по теме
Возраст
детей
5-6 лет
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной
Текущий
1 занятие
2-35 занятия
Итоговый
36 занятие
Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие
этапы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Входной
контроль
проводится на
первом
занятии,
с
целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и
определения природных способностей.
Формы входного контроля:
• беседы с детьми;
• проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и
условий образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных
особенностей обучающихся, через наблюдение за продуктами творчества и ответами
на поставленные вопросы
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми игровых
упражнений, творческих заданий Формы текущего контроля:
• дидактические игры и упражнения;
• выполненные задания; наблюдения;
• беседы с детьми.
25
Итоговый контроль определить эффективность образовательной деятельности и
уровень творческого развития Формы итогового контроля:
• Совместное итоговое с родителями
Форма предъявления результата освоения программы:
•
•
•
•
Презентация успехов, обучающихся; Формы проведения диагностики: Опрос
Педагогическое наблюдение;
Контроль качества выполнения заданий;
Срезы знаний и умений детей (педагогическая диагностика по картам контроля –
Приложение 1);
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для педагога
1. Белая А.,Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к
школе. – М.:АСТ.2000
2. Жукова Н.С. Букварь. Сочетание традиционной и оригинальной
логопедической методик. – М.:Эксмо, 2006.
3. Жукова О. «Букварь для будущих отличников», М.: - Астрель; СПб.:
АстрельСпб, 2010 – 96 с.
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб.:
1999.
5. Колесникова Е. Программа «От звука к букве. Формирование звуковой
аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки
обучения грамоте» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.
6. Михайлова Н.В., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников:
игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. –
СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
7. Павлова Н. Правильный букварь. М.: 2005 .
8. Парамонова Л.Г. Нарушения звукопроизношения у детей. – СПб.: Союз, 2005.
9. Пьянкова Е.А., Родионова Е.А. Читаю легко и правильно. М.: ЭКСМО, 2012.
10. Сапгир Г. Азбука. – М.: Росмэн, 1996.
11. Сергина Н.М., Кот Т.С. Азбука. М.: АСТ, 2021.
Список литературы, рекомендуемой для обучающихся и родителей
1. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под.ред. О.С.
Ушаковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
2. Чернышев Г.П. Веселая азбука для детей дошкольного возраста. Саратов, 1992.
3. Щеглова О.А., Березина С.Н., Торгашова А.С. Букварик-игралик. Обучение с
пеленок. – М.: Лада, 2010.
Интернет-ресурсы
1. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka
26
2. https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chtenieigramota?utm_position_type=premium&utm_position=1&utm_matchtype=no&utm
_placement=none&utm_network=search
3. https://www.teremoc.ru/game/obuchalki_reeding.htm
4. https://ollgames.ru/soedini-bukvy-v-slova/
27
Приложение 1
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе «Занимательная азбука» используется
Модифицированная методика по определению уровня сформированности навыка чтения у детей старшего дошкольного
возраста Диагностическая карта уровня знаний и умений детей 5-7 лет
№
Ф.И.
ребенка
Раздел1
Раздел
2.
Фонетика
Дифференцирован Звуковой
анализ
ие звуков: гласных,
слова
согласных: твёрдых
– мягких, звонких –
глухих.
Н.
К.
Н.
К.
Р а з д е л Р а з д е л 4.
3.
Лексика.
Грамматичес
ки строй
речи
Н.
К.
Н.
К.
Р а з д е л 5.
Звуки и буквы
Н.
К.
Р а з д е л 6.
Чтение слогов,
слов
Н.
К.
Итого
Н.
К.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
28
Н. – начало реализации программы
К.– конец реализации программы
Р а з д е л 1. Фонетика
Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
Воспитатель просит назвать:
- гласные звуки в словах сон, мышка, лужа;
- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь; - согласные звонкие в словах зуб, рак, коза; - согласные глухие в словах фара, стул,
мак.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;
- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла; - неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1
балл; - ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов. Р а з д е л 2. Звуковой анализ слова Звуковой анализ слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова
мишка в звуковую схему слова мышка.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- полная правильная схема – 2 балла;
- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл; -отсутствие преобразования – 0 баллов. Р а з д е л 3. Грамматически
строй речи Понимание смысла текста. Пересказ.
Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». ( Читается без названия.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки
хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь
пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
29
- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.
Педагог читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям: а)
озаглавить рассказ;
б) пересказать его текст;
в) составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный пересказ – 3 балла;
-частичный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла;
-пересказ с помощью воспитателя – 1 балл; -отсутствие
пересказа – 0 баллов.
Р а з д е л 4. Лексика.
1.Тематическая группировка слов.
Педагог предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т.д.
2. Умение истолковывать значение слов.
Педагог предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт, каток.
3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро…
4. Понимание случаев многозначности.
Педагог предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук.
5. Понимание значения фразеологических единиц.
педагог предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение пословицы «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». К
р и т е р и и о ц е н к и:
- полное объяснение – 3 балла;
-частичное объяснение – 2 балла; объяснение с помощью педагога – 1 балл; отсутствие объяснений – 0 баллов.
Р а з д е л 5.
Педагог предлагает ребёнку объяснить, что такое буква, что такое звук.
Работа со схемами слов. Соотнесение буквы и звука.
К р и т е р и и о ц е н к и:
30
- полное объяснение – 3 балла;
-частичное объяснение – 2 балла;
- объяснение с помощью педагога – 1 балл;
- отсутствие объяснений – 0 баллов
Р а з д е л 6.
Педагог предлагает ребенку чтение слогов, слов, коротких предложений.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- слитное чтение слогов, слов и предложений. Понимание прочитанного – 3 балла;
-чтение по слогам. Понимание прочитанного материала – 2 балла;
- чтение с помощью педагога. Совместное обсуждение прочитанного материала – 1 балл;
- отсутствие навыков чтения – 0 баллов
Полученные результаты дают возможность сформировать представление об индивидуальных достижениях каждого ребенка,
достижениях группы детей в целом и выявить уровень сформированности навыка чтения (высокий уровень – 14-18, средний – 9-13 баллов,
низкий – от 5-9 баллов).
31