Аннотация к РП учителя-логопеда
Аннотация
к
рабочей программе по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста
Рабочая
программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным
государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), устанавливаемым в
соответствии с п.2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»,
образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной
программы учреждения.
В
основе данной программы использован опыт работы в дошкольном логопунке
подкрепленный современными коррекционно развивающими программами Министерства
Образования РФ, научно—методическими рекомендациями, инструктивными письмами,
представленными в библиографии. В частности:
-
Программа логопедической работы по преодолению фонетико— фонематического
недоразвития у детей Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи: Учебное
издание Т.Б. Филичева Т.В. Чиркина, Т.В. Туманова.— М.: Просвещение, 2010.-
272с.
-
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с
нарушениями речи: Учебное издание Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.—М.:
Просвещение, 2010.—272 с. Данные программы рассчитаны на работу в условиях
логопедических групп специального детского сада, в связи с чем не совсем
подходят для использования в логопункте общеразвивающего детского сада и не предполагают
использование новых методов, приемов, технологий, не учитывают клинических
особенностей детей, что также является необходимым для успешной коррекции. Этим
и обусловлена значимость составления рабочей программы, применение которой
поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную
программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу, помочь
детям в преодолении трудностей, которые являются причиной возникновения
школьной дезадаптации и позитивной интеграции в социум.
Современная система
дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации
образовательного процесса в детском саду.
Основной
задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе и его
позитивная социализация. Формирование звуковой стороны речи рассматривается как
одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к
успешному овладению коммуникативных функций речи.
Данная
программа представляет коррекционно—развивающую систему, обеспечивающую полноценное
овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие
фонематического восприятия, лексико — грамматических категорий языка, развитие
связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей,
речевого и общего психического развития ребенка старшего дошкольного возраста с
речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем
при обучении в массовой школе, а также его социализации. В МАДОУ - детский сад № 459 осуществляется
коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что
в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с
нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как,
общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения в логопедическом
пункте при МАДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений;
хотя, априори логопункт рассчитан только на детей с фонетико — фонематическим и
фонетическим нарушениями речи. Исходя из этого, логопедическую деятельность
необходимо адаптировать к условиям работы в логопедическом пункте при массовом
детском саде
Детей
с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому
что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение
ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом
зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями
нуждаются в особой организации коррекционно— логопедической помощи, содержание,
формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным
особенностям детей. Согласно нормативам
«Санитарно—эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений, СанПин 2.4.1.1249—03»,
утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта
функционирования дошкольных логопедических пунктов, необходимо учесть, что
следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить
время на индивидуальную работу, что также вписывается в условия данной рабочей
программы. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий
максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен
превышать нормы допустимые СанПинами(п.2.12.7). В соответствии с СанПинами продолжительность
занятий с детьми 6-го года жизни—не более 25 минут, с детьми 7-го года жизни—не
более 30 минут.
Цель
программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза,
автоматизировать слух произносительные умения и навыки в различных ситуациях,
развивать связную речь и коммуникативные функции старших дошкольников.
В
процессе коррекционного обучения старших дошкольников с нарушениями речи,
решаются следующие задачи:
- своевременное
выявление и предупреждение речевых нарушений;
- преодоление
недостатков в речевом развитии;
- воспитание
артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению
грамоте; осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, педагогами
и специалистами ДОУ, медицинскими работниками ДОУ и специалистами детской
поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения
звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться
по усмотрению логопеда. Форма
организации обучения – индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий
определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и
индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность занятий
до 30 минут для детей подготовительного возраста, до 25 минут для детей старшего
возраста, 10-15 минут для детей среднего и младшего возраста.